Компания «KazAgroGreen» — дочернее предприятие арабской AGT, обе компании основал уроженец Талдыкоргана. В ОАЭ компания Бахитжана Копбаева сконцентрирована на инновационных разработках, в родную страну предприниматель привез идею гидропонных установок, известных с 1950-ых годов, которые призваны облегчить жизнь степному фермеру и повысить количество и качество зеленого корма для крупного рогатого скота. О готовности рынка к «зеленым» технологиям, продаже инноваций по себестоимости из чувств патриотизма в беседе корреспондента центра деловой информации Kapital.kz с генеральным директором компании «KazAgroGreen» Бахитжаном Копбаевым.
— Почему после успешной деятельности в ОАЭ вы решили обратиться к Казахстану?
— С 2000 года я работал в арабской компании AGT, которая специализируется на инновациях. В 2006-ом ко мне пришел товарищ, который в свое время мигрировал в Америку и занялся гидропонными установками и предложил мне представлять компанию в Эмиратах. Такие механизмы широко распространены в южных штатах США — Техасе, Калифорнии и южной Европе. Со своим оборудованием мы покрыли почти все страны Персидского залива. А в 2015-ом ОАЭ посетила казахстанская делегация, в числе которой был министр по инвестициям и развитию РК Асет Исикешев. Узнав, что казахи в Эмиратах занимаются инновационными технологиями, он пригласил нас в РК.
В апреле 2015 года мы презентовали продукцию в рамках астанинского казахско-турецкого бизнес-форума, на котром присутствовали Президент РК Назарбаев и Президент Турции Эрдоган. На форуме рассматривали около 20 проектов с объемом инвестиций от 700 миллионов до 1 млрд долларов. Президент быстро обошел все крупные проекты, но обратил внимание именно на последний стенд — наш. И здесь нам помог Эрдоган, рассказав удивленному Назарбаеву о том, что гидропоника в Турции получила широкое распространение в связи с нехваткой плодородных земель. Нурсултан Абишевич поручил обратить внимание на наши установки. Первый проект мы реализовали в крестьянском хозяйстве Павлодарской области, с акимом которого мы познакомились прямо на форуме. На рынок Казахстана приходить даже не планировали.
— Что пугало вас в аграриях родной страны?
— Во-первых, рынок не готов к инновационным технологиям. Наши крестьяне очень бедные. Не секрет, что для вида государство субсидирует 3% фермеров, и эта маленькая часть забирает все средства и создает предприятия, которые без дотаций не живучи, но удобны для демонстрации Президенту. Некоторые из них существуют только на бумаге. Есть большие предприятия, которые перезагружены кредитами и не рентабельны, хоть и работают. Но наша целевая аудитория — средние предприятия, но они не имеют источников финансирования. Кроме того, в большинстве своем их руководители не грамотны и не могут справиться с бумажной волокитой. Мы обратились к независимой аналитической компании, которая выяснила, что 85% казахстанских крестьян работают по старинке и не воспринимают новые технологии в принципе. На руку нам сыграл кризис, который разыгрался в строительно-дорожной индустрии. Специалисты из этой сферы задумались о сельском хозяйстве. Однако свободных земель у нас немного, поэтому появилась потребность прибегнуть к инновационным технологиям.
— То есть, с помощью вашего оборудования аграрии могут справиться и без земли?
— Нашему оборудованию, которое дает 2 тонны травы ежедневно, нужно 150 м². Такая гидропонная установка заменяет укос с 240 га земли и обеспечит зеленым кормом 100 голов крупного рогатого скота. За год собрать 730 тонн в живой природе в любом случае не получится, а технология решает эту проблему.
— Насколько возможно увеличить показатели эффективности хозяйств с помощью таких технологий?
— Надои наших первых заказчиков увеличились на 20%, но самое главное — не объем молока, а его качество. Молоко стало очень жирным (4,5% для Казахстана — это очень высокий показатель) и увеличило белково-протеиновое содержание, а так же количество витаминов.
— То есть, производство все же не местное?
— После выставки нас пригласили в Южно-Kазахстанскую область — предоставили 2 га бесплатной земли в индустриальной зоне для открытия завода. 95% производства локализовано в Казахстане — металл, гальванику, сендвич-панели и пластик для поддонов индукционных машин мы приобретаем здесь. Лишь 5% комплектующих для проращивания травы приобретается за границей. Секрет успеха — именно в них. В связи с нестабильностью энергетической системы и постоянными скачками напряжения на всей территории страны пришлось отказаться от автоматики Siemens в пользу китайской, а так же заменить высокоточные светодиодные японские лампы и перейти на менее чувствительные немецкие.
— Как собирали команду?
— Все сотрудники местные, но имеют трудовой стаж в головной компании, которая находится ОАЭ. Мы искали талантливых молодых ребят, у которых не было возможностей продвижения, здесь и забирали их в Эмираты. Там у нас работает 35 казахстанцев. Здесь в команде 4 человека, все они приехали оттуда. С поиском местных работников возникают сложности, история их трудовой деятельности — загадка. В Эмиратах или США действует система рекомендаций, и рекомендодатель несет ответственность за сотрудника и выступает гарантом. Здесь мы учимся на своих ошибках.
— Были ли проблемы, которые мешали развитию вашего производства?
— У нас в стране есть много Кулибиных, которые пытаются сделать установки самостоятельно и выращивают зеленый корм вручную, но эффективности там нет, питательность такого корма почти нулевая. Главное — соблюдать технологию. Вообще казахстанский фермер отличается от западного тем, что он всегда ищет что-то дешевле в том, что уже дешево. И это трагедия! Обыкновенные электрики мнят из себя энергетиков. Мы часто сталкиваемся с тем, что ставим высокоточную технику, при этом рабочие пытаются самостоятельно внести улучшения, в итоге приборы горят, ломаются. В Казахстане также возникает проблема излишней скупости. Цена оборудования доходит до 100 000 долларов, на объекте нужен сотрудник, который должен поддерживать чистоту и последовательность действий. Владелец, экономя на зарплате, отправляет туда чабана, и люди просто убивают оборудование. Казахский бизнесмен уничтожает свое же оборудование и начинает обвинять в этом производителя. Нигде в мире мы не сталкивались с подобной проблемой. Был вопиющий случай, когда субсидируемое предприятие заказало у нас мощную установку, но реального производства на месте просто не оказалось. Купили, потому что государство выделило деньги.
— Каковы финансовые показатели компании?
— Наша наценка — всего 10−15%. Сказать, что дело приносит прибыль, нельзя. Я пришел в страну из патриотических чувств и даже предлагал акиматам страны решить кормовую проблему всего Казахстана разом. Для этого необходимо выплатить стоимость затрат по франшизе — порядка 400 млн тенге. Мы готовы были предоставлять оборудование по себестоимости, но идею не поддержали. Сегодня мы продали нашу франшизу в Павлодарскую область, а также в Азербайджан, ведутся переговоры с Киргизией. Конкуренты из Турции, России и Китая не готовы к нашим ценам — наше оборудование на 30% дешевле любого производителя. НДС, «растаможка» и логистика просто не позволяет им продаваться в Казахстане.
— Какие перемены ждут KazAgroGreen?
— За полтора года мы инсталлировали 14 установок. Нам очень помог новый министр сельского хозяйства, который предложил свою помощь. В октябре прошлого года мы попросили субсидии для наших клиентов, и теперь государство предоставляет дисконт на сумму 10 млн тенге при стоимости оборудования от 29 млн. На данный момент мы демонтируем завод и переводим его в Восточно-Казахстанскую область, где люди готовы покупать наши технологии и вкладываться в производство. Все же, фермеры Южного Казахстана очень бедные. В перспективе внедрение инновационных технологий, которыми занимается головная компания, может быть интересно и нашей стране. Но по мнению независимых источников, Правительство опережает события. Мы можем привести литий-ионные аккумуляторы Powerwall или черепицу из солнечных батарей, но к такому развитию событий Казахстан пока не готов. В других странах поддержку зеленой энергетике оказывают государства.
— Насколько вас можно причислить к «зеленым»?
— На 100%. Все установки, которые инсталлированные на дальних расстояниях от центров электроснабжения, снабжены солнечными панелями и гидротаранными насосами, которые не потребляют ни грамма электричества, используя индукционную силу воды и качают воду из рек до 40 м высотой.