На пешеходных переходах дорог города Актау функционируют 32 светодиодных пешеходных перехода на солнечных электростанциях (батареях). Такие переходы устанавливаются по два, на обеих сторонах дороги. Всего объектов, то есть мест для перехода, — 16, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Принцип работы простой: аккумулятор электростанции заряжается в светлое время суток и расходует энергию в ночное время. Угол наклона солнечной батареи оптимизирован для эффективной работы зимой, не позволяет накапливаться снегу. Конструкции имеют металлический антивандальный корпус.
Первые 30 были установлены по заказу городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Актау на сэкономленные за счет строительства городских объектов средств. Их стоимость, вместе с НДС и установкой, обошлась в 18 млн тенге. Еще один совсем недавно установило ТОО «БИКО» в сотрудничестве с отделом пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Стоимость одного комплекта солнечной электростанции составляет 480 тысяч тенге. Установку конструкции выполняли сотрудники подрядной организации ТОО «Асет-А». Эти конструкции сэкономят средства городскому бюджету.
«Удобства и выгоды очевидны: не надо тратить средства на прокладку кабеля, воздушных сетей, рытье траншей, ежемесячно оплачивать счета за потребленную электроэнергию. Срок службы конструкции более 5 лет и за время она себя окупает. Но самое важное: работая ночью, независимо от того, есть свет в данном микрорайоне или нет, они обеспечивают безопасность пешеходов и дорожного движения. Обычный пешеходный переход водителям в сумеречное и ночное время трудно разглядеть, а такие переходы — невозможно не заметить», — подчеркивает руководитель актауского городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жетыбай Кубашев.
По статистике, приведенной сотрудниками отдела, каждый третий наезд на пешехода совершается на пешеходных переходах, не оснащенных светофорами. Что касается светодиодных переходов на солнечных батареях — они, по словам чиновника, сверхяркие и мигающие.
Переходы установлены на самых оживленных трассах и местах, где фиксировались ДТП в Актау: верхней и нижней части города, на выезде в Мунайлинский район (автодорога в районе птицефабрики и СОТ «Химик»). Что касается последнего перехода, построенного частной фирмой, сотрудничающей с российской компанией «LED Technology», она ведет из пятого микрорайона на набережную Актау. Реализаторы проекта назвали его социальным.
«Это социальный пилотный проект, носит название „Комплекс автономного пешеходного перехода на солнечной энергии“. Проект нацелен на повышение безопасности граждан, особенно в ночное время. Комплекс оснащен „Солнечной автономной видеокамерой“, не имеющей аналогов в Казахстане по производительности и по качеству. При необходимости можно сделать фотографии и отправить их на почту. Безопасность комплекса высокая, он поддерживает трехуровневую защиту, операционную систему Lunix, контролировать работу перехода можно с телефона. При полном заряде аккумулятора пешеход может работать 48 часов, или 20 часов в дождливую и пасмурную погоду. Освещение перехода ночью хорошо заметно со 100 метров», — рассказал сотрудник ТОО «БИКО» Дулат Карманов.
Компания намерена наладить производство разработки и сбора продукции на основе возобновляемой солнечной энергий в Мангистауской области. Важно и то, что она поддержит отечественного производителя, закупая большинство элементов в Казахстане.