Коридор Западная Европа — Западный Китай позволит увеличить грузопоток товаров из КНР в Европу транзитом через Казахстан в несколько раз. Увеличению товаропотока поспособствуют контейнерные перевозки, которые быстрее морского пути в два раза и дешевле авиаперевозок в десять раз. Об этом в Астане в ходе разъяснения итогов 6-го пленума 18-го съезда Компартии Китая заявил чрезвычайный и полномочный посол КНР в Казахстане Чжан Ханьхуэй, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
При этом, говоря о судьбе магистрали Западная Европа — Западный Китай,
Чжан Ханьхуэй сообщил, что автодорога практически достроена. «В этом году дорога Западная Европа — Западный Китай будет завершена на территории
Казахстана», — отметил посол КНР в Казахстане, добавив что торгово-экономические связи между Китаем и Казахстаном все больше укрепляются.
«Все большие китайских инвесторов проявляют интерес к работе и инвестированию на территории Казахстана. Очень многие китайские бизнесмены осознали, что казахстанская атмосфера и инвестиционные условия с каждым днем улучшаются, и можно сказать, что в этом регионе Казахстан является самой экономически открытой страной. У вас очень хорошая внешняя политика и чрезвычайно хороший пакет гарантий. Местные партнеры являются надежными, а правительство республики оказывает всяческую поддержку установлению тесных взаимоотношений между китайским и казахстанским бизнесом», — отметил Чжан Ханьхуэй.
Между тем посол Чжан Ханьхуэй привел и яркий пример совместного сотрудничества. Так, недавно из южнокитайской провинции Гуандун по направлению в Германию и Великобританию вышло огромное количество составов по железной дороге, а основным транзитным государством, через которые шли железнодорожные составы, стал Казахстан. Также транзитом через Казахстан из восточной провинции Китая Чжэцзян вышли железнодорожные составы в направлении Западной Европы.
«Провинции Гуандун и Чжэцзян находятся на юге и востоке Китая, и им, казалось бы, легче отправлять свои товары морским путем. Однако уже сейчас подсчитано, что морские суда, выходящие из наших портов, достигают пункта назначения в Европе только через полтора месяца путешествия. В свою очередь, эти же товары, идущие железнодорожным путем через Казахстан, достигают конечного пункта в Европе через 18 дней. Это очень эффективно и экономит время. А, как вы знаете, время — это деньги! Да, мы могли бы отправлять товары самолетами, это сэкономило бы еще больше времени. Но здесь необходимо понимать, что переправка грузов самолетами из Китая в Европу стоит в десять раз дороже, чем железнодорожными составами через Казахстан», — отметил китайский посол.
Чжан Ханьхуэй также рассказал о ходе реализации 50 казахстанско-китайских проектов. По его словам, все договора подписаны, утверждена проектно-сметная документация, и в текущем году будет начато строительство нескольких объектов в нефтехимической и пищеперерабатывающей отрасли. По некоторым проектам в настоящее время идет согласование финансирования, в том числе с китайскими банками.
«Я думаю, что все эти проекты помогут Казахстану укрепить свои позиции в экономическом развитии не только в этом регионе, но и во всем мире. Мы с удовольствием отмечаем, что ваша экономика теперь не только опирается на ресурсы, но и старается развивать производство и инновации», — подчеркнул Чжан Ханьхуэй.
В то же время еще одним направлением, которое, по мнению посла КНР, требует усиления в казахстанско-китайских отношениях, является усиление поддержки малого и среднего бизнеса.
«Это очень важно. Нужно, чтобы наши банки поддержали, выделили представителям МСБ кредиты. Кроме того, следует налаживать контакты между малым и средним бизнесом двух стран. Например, МСБ Китая могли бы создать свое предприятие в Казахстане в области производства, переработки и инноваций», — отметил спикер.
Между тем, говоря о сотрудничестве Китая и Казахстана в сфере сельского хозяйства, Чжан Ханьхуэй признал, что 10 крупных совместных проектов в сфере агропромышленного комплекса в Казахстане недостаточно.
«Мы не можем ограничивать предпринимателей рамками 10 проектов в АПК. Их может быть больше. Достаточно посчитать, сколько областей в вашей стране, и если в каждой области хоть один проект будет реализован, то их станет уже больше десяти», — констатировал Чжан Ханьхуэй.
Говоря о взаимоотношениях Китая с администраций избранного президента США Дональда Трампа, Чжан Ханьхуэй признал, что интересами двух крупнейших мировых держав движут исключительно экономические мотивы.
«Для китайцев основная философия жизни — это диалектика. Поэтому мы всегда считаем, что вызовы — это шансы, они близнецы. А потому мы не так односторонне рассматриваем вопросы прихода нового президента США. Это во-первых. Во-вторых, какой президент выбран в США — это чисто американское дело. А что касается влияния на китайско-американские отношения, то я вам однозначно скажу — мы понимаем друг друга. Китай и США — самые важные партнеры во всех областях и по всем направлениям. Особенно в экономической области. Вы можете представить, если товарооборот между нашими странами превышает 500 млрд долларов США. Китайские валютные резервы больше 3 трлн долларов США, и в настоящее время находятся в Америке. Взаимные инвестиции составляют чрезвычайно большие объемы, и они только растут. Поэтому у нас имеется масса общих интересов. Конечно, имеются и разногласия. Но мы всегда выступаем за диалог, а не за спор. За сотрудничество, а не за конфронтацию. В любой сложной ситуации мы можем найти общий язык, похожие или схожие позиции. И только таким образом мы можем гарантировать устойчивые и успешные китайско-американские отношения», — заключил Чжан Ханьхуэй.