В декабре между Казахстаном и Европейским союзом планируется подписание нового документа о партнерстве, который заменит прежнее соглашение о сотрудничестве 1999 года. Новый документ будет называться Соглашение о продвинутом партнерстве с ЕС. Оно будет охватывать 29 областей, в том числе экономику, торговлю и инвестиции, правосудие, а также вопросы безопасности, верховенства закона, соблюдения прав человека, защиты персональных данных. Таким образом, для Казахстана вопросы сотрудничества с ЕС в первую очередь будут сведены к проблеме привлечения инвестиций и новых технологий, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Так, комментируя предстоящее подписание, премьер-министр РК Карим Масимов заявил, что «с первых дней нашей независимости глава государства Нурсултан Назарбаев проводил многовекторную и миролюбивую политику для того, чтобы выстраивать отношения со всеми государствами мира. Россия – наш стратегический партнер, КНР – наш стратегический партнер и Европейский союз тоже».По словам Карима Масимова, США также наш крупный партнер. Помимо этого, практически все государства Центральной Азии и Ближнего Востока - наши партнеры.
«Наш президент выстроил свои собственные отношения с лидерами других государств. И даже если посмотреть на географию его поездок: в сентябре, октябре, ноябре он встретился практически со всеми крупными «игроками». Только что завершился визит нашего президента в Великобританию и во Францию. Все эти вопросы они взаимно между собой переплетаются», – прокомментировал председатель правительства будущее Соглашение между РК и ЕС.
Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz попросил известного политолога, директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева поделиться своим мнением относительно перспектив сотрудничества Казахстана с Европейским союзом в рамках нового договора, а также учитывая конфигурацию наших взаимоотношений внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
«Евросоюз является нашим важным экономическим партнером. Ежегодно товарооборот между Казахстаном и странами ЕС составлял свыше 50 млрд. долларов, то есть это намного больше, чем наш товарооборот с Россией, либо с Китаем. И недавний визит президента Нурсултана Назарбаева в Великобританию и во Францию, вот в эти европейские страны, которые являются одними из самых активных игроков на европейском пространстве, лишний раз подчеркивает, что для многих европейских бизнес-структур наша республика достаточно интересна. Это связано с тем, что на постсоветском пространстве не так много государств, которые имеют привлекательный инвестиционный климат и пока еще сохраняют политическую и экономическую стабильность», – ответил Досым Сатпаев.
По мнению эксперта, конечно, политический риск, связанный со сменой власти, тоже очень беспокоит многих европейских инвесторов. Но в любом случае, если брать постсоветское пространство, то в текущий момент, следует признать, Казахстан вышел на одну из лидирующих позиций именно с точки зрения привлекательности для международных бизнес-структур. Причем, это переплетено с тем, что экономическая ситуация в России и Украине сильно ухудшилась в связи с военным конфликтом, с войной санкций и контрсанкций и теми негативными последствиями, которые они принесли.
По словам Досыма Сатпаева, в Центральной Азии у Казахстана тоже нет конкурентов с экономической точки зрения. И сейчас любая бизнес-структура, которая хочет работать на постсоветском пространстве, не имеет такого большого выбора, где бы она могла реализовать свои проекты. На этом фоне наша республика выглядит более или менее привлекательной. Поэтому естественно, что европейские страны, которые испытывают интерес к региону, внимательно присматриваются к нашей стране, оценивают все существующие политические и инвестиционные риски. В этой связи укрепление тесного взаимодействия между Казахстаном и европейскими странами, всеми активными участниками европейской политики, является бесспорным «плюсом». Во-первых, это подчеркивает многовекторность Казахстана во внешней политике. Во-вторых, это может способствовать привлечению инвестиций в те сегменты казахстанской экономики, которые сейчас пытаются выдвинуть в качестве приоритетных, как, например, индустриально-инновационная сфера.
«Учитывая то, что многие европейские компании являются лидерами в этом сегменте, для нас было бы выгодно, чтобы инвестиции шли именно в такие отрасли. Потому что добывающий сектор для Казахстана, хоть сейчас и остается в роли локомотива, но связывать с ним долгие перспективы нет смысла. Опять же, как показывает практика, это может иметь и негативные последствия исходя из того, что сейчас мы наблюдаем. Я имею в виду мощнейший удар по позициям казахстанской валюты, который те же самые европейские эксперты связали с падением цены на нефть. Поэтому если Казахстан хочет рассчитывать на полноправное партнерство с европейскими странами он должен демонстрировать готовность не на словах, а на деле повышать свою конкурентноспособность. Чтобы нас не воспринимали в качестве некоего сырьевого придатка мировой экономики», – объяснил Досым Сатпаев.
К тому же, по его мнению, европейцы заинтересованы в Казахстане еще и с учетом фактора вступления нашей страны в ВТО. С позиции европейского бизнеса это может способствовать созданию более благоприятных условий для их деятельности в нашей республике. Однако не факт, что это станет «плюсом» для казахстанского бизнеса, который пока объективно не готов к конкуренции.
В то же время, по словам политолога, не стоит забывать, что кроме экономического фактора Европейский союз очень внимательно следит за вопросами региональной безопасности. А учитывая, что Казахстан и Узбекистан являются ключевыми государствами Центральной Азии, от которых зависит обеспечение безопасности, то для Евросоюза наша республика является одним из основных фундаментов, опор в регионе ЦА. От безопасности и стабильности в Казахстане в значительной степени будет зависеть безопасность и стабильность в других странах региона.
Между тем, Досым Сатпаев прокомментировал и слова председателя комитета Госдумы Российской Федерации по делам СНГ Леонида Слуцкого о том, что в настоящее время ведется работа над созданием единой валюты для стран-участников ЕАЭС, которые затем дружно опровергли в Казахстане.
«Не первый раз у нас поднимается тема, связанная с единой валютой. Хотя и белорусы, и официальные лица Казахстана не раз заявляли, что эта тема не актуальна, более того недавно и Армения, которая также вошла в Евразийский экономический союз, устами своих официальных лиц заявила, что тема обсуждения создания евразийской валюты – это тема долгосрочного плана. В свое время были четко обозначены некие даты, например, 2025 год, когда эту тему можно начать обсуждать, хотя я лично считаю, что создание единой валюты ЕАЭС достаточно мифический проект. По крайней мере, внутри Казахстана его мало кто поддержит с учетом изменившийся геополитической и геоэкономической обстановки. Я кстати в какой-то степени скептически в целом отношусь и к перспективам Евразийского экономического союза: его существование с моей точки зрения тоже не очень радужно в будущем, особенно в связи c возможной сменой власти в Казахстане и в Белоруссии», – подчеркнул Досым Сатпаев.
По его убеждению, для Казахстана в первую очередь важно отстаивать свои национальные интересы в сфере экономического сотрудничества со всеми партнерами, чье сотрудничество нам выгодно. А учитывая, что с Евросоюзом у нас один из существенных товарооборотов, то это является одним из показателей того, что Казахстану нет смысла делать ставку на отдельных партнеров в рамках тех или иных региональных структур. Надо активно работать с разными «игроками», не забывая про свои национальные интересы в сфере экономии и обеспечения безопасности.