Министерство энергетики Республики Казахстан опубликовало приказ «Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен». В документе обозначена новая цена Аи-92/93 – 108 тенге за литр. Редакция обратилась за комментариями к экспертам.
По мнению экономиста, главы компании BRB Invest Галима Хусаинова, причинами повышения цены на топливо могут быть как мировая конъюнктура, так и укрепление российского рубля.
«С момента снижения цен на ГСМ, цена на нефть выросла на 10 долларов за баррель, что в переводе на 1 литр бензина составляет примерно 10 тенге. Надо также принимать во внимание, что российский рубль укрепился более чем на 15% (для сравнения: к примеру, на 12.03.2015 г. рубль стоил 2,94 тенге, на 18.05.2015 г. – 3,79 тенге – Ред.), соответственно, импортируемый ГСМ из России подорожал в тенговом эквиваленте», - считает он.
Несмотря на то, что нефтяной экспорт снизился в начале года, я полагаю, для государства увеличение поступлений в госбюджет в виде сбора налогов после повышения цен маловероятен, так как в структуре ГСМ из налогов только НДС и акциз. Акциз – фиксирован и не зависит от цены на нефть и ГСМ, при этом, если увеличивается внутренняя переработка, то падает экспорт, что также влияет на поступления в бюджет, так как при внутренней реализации не платятся рентный налог и частично налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
В Казахстане действует прогрессивная система налогообложения экспортеров, то есть, чем выше цена на нефть, тем больше налогов в процентном выражении платит экспортер, поэтому зависимость не прямая. Сейчас изменение цены на нефть на 1 доллар США за баррель примерно равняется изменению на 1 тенге на литр бензина, это условно говоря, поскольку там более сложный расчет, который зависит от множества факторов. Таким образом, если цена на нефть в текущем году будет в диапазоне 60-70 долларов за баррель и доллар будет на уровне 186 тенге, то справедливая цена равна примерно 105 тенге за литр бензина.
Генеральный директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов, в свою очередь, считает, что в стране должна действовать сила инерции.
«Существует такое понятие, как «рэтчет-эффект» – его проще объяснить на примере часового механизма, крутящегося только в одну сторону. Цена, один раз поднявшись, падает очень неохотно. Вследствие инфляции она естественным образом поднимается. И в мире экономической девальвации, то есть, удешевления товаров, боятся больше, чем инфляции. Если такое происходит, это означает, что в экономике все так плохо, что преодолен «рэтчет-эффект». В нашем случае административно было обозначено снижение предельных цен. Но у нас действует понятие обязательных поставок на внутренний рынок, которое есть в контракте недропользователя, скажем, он должен поставить на внутренний рынок половину добытого сырья. Таким образом, у нас появляется какой-то объем, обязательный для поставок на наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), благодаря чему цена низкая», - пояснил аналитик.
Отличие в том, что в других странах у компаний есть выбор – поставлять на внешний или внутренний рынок, а в Казахстане условия следующие: хочешь экспортировать 2 тонны на экспорт – продавай тонну в стране. А тут цена в районе 40-50 долларов за тонну. В связи с этим внутренняя цена нефти обычно слабо связана с мировой. Поэтому возникает такой эффект: когда на внешнем рынке цена 120 долларов за баррель, внутри Казахстана она – в районе 50-60 долларов. Когда цена идет вниз, в нашей стране она остается на прежнем уровне. Таким образом, если не вдаваться в подробности, то при цене мирового рынка 50 долларов за баррель, внутренняя цена на нефть что в Казахстане, что в России (за счет механизма внутреннего регулирования продаж и установленных цен) перестает расти. Только в случае, если внешняя цена упадет до 40 долларов, внутренняя цена начнет двигаться из-за невозможности продавать дороже. Пока до этого не дошло, цена внутреннего рынка в наших странах остается примерно на одном уровне.
Конечно, в определенной степени повышение цен на топливо связано с укреплением рубля и соответствующим ростом цен на российский бензин. Но хочу обратить внимание на другой фактор. В стране был запрет на ввоз российского бензина и в течение двух с половиной месяцев распродавали запасы, завезенные в момент девальвации рубля.
Сейчас запасы существенно снизились, отработан в действии «механизм управления импортом», то есть, запрет. А это значит, что появилась возможность транслировать выгоды от повышения цен отечественным переработчикам. Напомню, что после девальвации тенге бензин являлся, по-моему, единственным продуктом, цена на который не только не повысилась, но и снизилась. Отсюда вывод: курсовая компенсация все равно должна быть, хотя бы потому что обязательства переработчиков – валютные, то есть по долгам они рассчитываются в валюте. И как раз сейчас, видимо, логичный момент для повышения цен.