Казахстану, хочет он того или не хочет, надо научиться жить в условиях низких цен на нефть. В противном случае его может ждать судьба стран, которые стали банкротами из-за высокой степени зависимости от нефти.
Как сообщил недавно Bloomberg, на первых торгах 2015 года на фоне рекордной добычи в России и Ираке стоимость барреля нефти упала до минимума за пять с половиной лет. Как сообщило издание еще на прошлой неделе, цена нефти сорта WTI на следующей неделе продолжит падение. 18 из 32 специалистов, опрошенных Bloomberg, предсказали дальнейшее снижение нефтяных цен, восемь опрошенных экспертов прогнозируют повышение стоимости нефти, шестеро ожидают небольшие ценовые колебания.
На первых в 2015 году торгах мировые цены на нефть достигли минимума за пять с половиной лет. Минимальные фьючерсные контракты на поставки нефти WTI в феврале заключались по цене 52,03 доллара за баррель, максимальные – 55,11 доллара за баррель. На закрытии торгов баррель нефти WTI стоил 52,69 доллара.
Нефть марки Brent на закрытии торгов в пятницу стоила 56,42 доллара за баррель. Минимальная цена контрактов на февральские поставки составила 55,50 доллара за баррель, максимальная – 58,51 доллара за баррель.
Цены на нефть упали до самой низкой с апреля 2009 года отметки на фоне растущего предложения со стороны России и Ирака и падения спроса в Китае и Европе, отмечает Bloomberg. В прошлом году добыча нефти в России достигла самого высокого уровня за всю постсоветскую историю: в 2014 году ежесуточная добыча российской нефти составила 10,578 млн баррелей, за весь год – 526,753 млн тонн. Об увеличении добычи нефти сообщили и власти Ирака.
27 ноября 2014 года Организация стран - экспортеров нефти на саммите в Вене приняла решение сохранить суточную добычу нефти на уровне 30 млн баррелей. После решения ОПЕК стоимость нефти начала резко падать.
Еще летом прошлого года нефть марки Brent торговалась на уровне около 115 долларов за баррель (максимальное значение за год). В декабре министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заявил, что в ближайшем будущем цены на нефть вряд ли вернутся к уровню 100 долларов за баррель. Он отметил, что именно Саудовская Аравия убедила своих партнеров по ОПЕК не сокращать добычу нефти, так как члены картеля не заинтересованы в снижении производства, «какой бы ни была цена». «Не имеет значения, опустится ли она (цена на нефть) до 20, 40, 50, 60 долларов», – подчеркнул министр.
Что касается цен на нефть, то они в ближайшей перспективе будут низкими.
Динамика цен соответствующая. Так, как сообщила РБК, по итогам торгов фьючерсами на нефть 6 января ее цена продолжила падение. Официальная цена на нефть Brent на электронной товарной бирже InterContinental Exchange Futures Europe (IСE Futures Europe) в Лондоне по итогам торгов 6 января понизилась на 2,01 доллара и составила 51,10 доллара за баррель. Цена на нефть WTI (Light Sweet) на срочной товарной бирже New York Mercantile Exchange (NYMEX) в Нью-Йорке понизилась на 2,65 доллара и составила 50,04 доллара за баррель.
Уже на следующий день, также по сообщению РБК, эксперты предсказали падение цены на нефть марки Brent до 40 долларов за баррель в ближайшее время. «В краткосрочном периоде нефть марки Brent подешевеет до 40 долларов за баррель, что не оставит экспортерам, включая Саудовскую Аравию, иного выбора, кроме сокращения добычи. Об этом сообщается в аналитической записке Bank of America Merrill Lynch», - говорится в публикации.
Согласно мнению экспертов, стоимость американской нефти WTI упадет до 35 долларов за баррель. Все это приведет к тому, что сокращать добычу придется либо Саудовской Аравии, либо странам, не входящим в ОПЕК.
В Bank of America Merrill Lynch отметили, что нефтяной рынок сможет нащупать «дно», только если входящие в ОПЕК страны ограничат поставки, члены картеля снизят добычу и произойдет глобальное усиление спроса, однако ни одно из этих требований пока не удовлетворено.
7 января стоимость Brent впервые с мая 2009 года опустилась ниже 50 долларов, до 49,66 доллара за баррель.
А потом, на следующий день, нефть немного подорожала. По данным сырьевых бирж Лондона и Нью-Йорка, средневзвешенная стоимость нефтяных фьючерсов ближайшего месяца поставки составила в Лондоне на Inter Continental Exchange (ICE) - ICE Brent Crude Futures 51,15 доллара (+0,05)/баррель.
Теперь это постоянный тренд. Время от времени нефть немного дорожает, а потом – падает. Такая цикличность характерна для цен на нефть с того самого момента, как она стала падать. Однако циклы падения незначительны, тогда как циклы роста существенны.
При этом и среднесрочные перспективы цен на нефть нельзя назвать оптимистичными. Так, согласно докладу Всемирного банка (ВБ) «Глобальные экономические перспективы»: «Мягкие цены на нефть, как ожидается, сохранятся в 2015 году, и это будет сопровождаться существенными изменениями реальных доходов стран - импортеров нефти и стран-экспортеров».
При этом для многих стран - импортеров нефти более низкие цены способствуют росту и снижению инфляционного, внешнего и фискального давления.
«Тем не менее слабые цены на нефть представляют значительные трудности для крупных стран - экспортеров нефти, которые будут негативно влиять на ослабление перспектив роста и налогово-бюджетных и внешних позиций. Если снижение цен на нефть сохранится, они могут также подорвать инвестиции в новые исследования или разработки», - подчеркивается в исследовании.
То есть в 2015 году низкие цены на нефть сохранятся. И тогда, когда цены на нефть не только не вырастут, но и могут упасть до любого минимального значения, Казахстану придется делать то, чего он не хотел делать все время, начиная с 1991 года, когда обрел независимость.
Например, диверсификацию казахстанской экономики.
Кстати, сам вопрос давно разжеван, проработан и переработан. Причем настолько, что сложно представить.
Да, власти не устают говорить о необходимости диверсификации экономики. И начались эти разговоры не сегодня, а много-много лет назад. И не удивительно, все боятся, что Казахстан может поразить проклятие ресурсов.
Так, еще в ноябре 2008 года на заседании Совета национальных инвесторов глава государства Нурсултан Назарбаев заявил, что «несмотря на кризис, нужно продолжать наш курс на диверсификацию экономики». «Хорошо, что мы начали это делать, хорошо, что мы вовремя создали корпорации «Самрук» и «Казына», сегодня объединенную корпорацию, через которую мы работаем. Хорошо, что мы начали диверсификацию экономики, разработали программу индустриально-инновационного развития Казахстана», - продолжил Нурсултан Назарбаев.
Потом была государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) Казахстана на 2010-2014 годы.
А в начале июля 2012 года казахстанские чиновники, отвечающие за реализацию программы, бодро докладывали, что открыто 443 новых производства, из них 54 - в первом полугодии 2012 года. Что объем производства в машиностроении вырос с 300 млрд до 500 млрд тенге, валовая добавленная стоимость составила 169,4%. Что в химической отрасли объем производства вырос на треть, в строительной отрасли валовая добавленная стоимость превысила 160%. Что доля отечественных стройматериалов составляет 67%, по прогнозам, показатель роста до 80% будет достигнут досрочно. Что в горно-металлургическом секторе валовая добавленная стоимость выросла на 49%. Что экспорт высокотехнологичной продукции увеличился на 58%.
В-общем, все хорошо, и идет с большим опережением.
А потом, уже в 2014 году, те же самые чиновники говорили, что некоторые объекты не запустили, а те, которые запустили, остановились. Что по некоторым объектам остались вопросы. Что они будут решены. Что все будет хорошо.
Но кардинальной диверсификации экономики так и не произошло.
Не успели разобраться толком с ГПФИИР на 2010-2014 годы, а уже разработали и утвердили ГПФИИР на 2015-2019 годы.
Если следовать уже сложившейся традиции, где-то в 2016 и 2017 годах чиновники будут активно говорить о том, что программа осуществляется с опережением графика, что все хорошо, а скоро будет совсем хорошо.
И ближе к 2019 году снова появится информация о проблемах в деле осуществления госпрограммы. А в 2019 году работу по программе признают неудовлетворительной, а ответственных за нее снимут с работы.
Как говорится, ГПФИИРы громко заявлены, мощно отпиарены, деньги освоены, крайние найдены и наказаны.
Вопрос лишь в том, смогут ли власти оптимально распорядиться имеющимися у Казахстана резервами Нацфонда, потратить их на производства, которые будут не только помпезно открыты, но и работать, причем эффективно работать.
Да, 2015 год начался на фоне провозглашенной новой экономической политики. Да, часть денег (по 3 млрд долларов ежегодно) Нацфонда будут потрачены. Да, дороги в Казахстане активно строят. Да, они призваны стимулировать развитие бизнеса и ту же самую диверсификацию. Но только при условии, что выделенные из Нацфонда деньги не разворуют, а коррупция будет снижена до уровня, не угрожающего национальной безопасности.
Если последнюю задачу власти смогут решить, то и ГПФИИР на 2015-2019 годы и новая экономическая политика будут способствовать диверсификации казахстанской экономики. Экономики, которая перестанет бояться перепадов настроения на рынке нефти.