В Казахстане предложили пересмотреть заработную плату в государственных компаниях. Понятно, когда об этом говорит чиновник или депутат: первому нужно засветиться перед начальником, второму – переизбраться. Но когда об этом говорит бизнесмен, возможно, он метит в политики. А ведь нужно сделать самое простое – привязать зарплату к чистой прибыли или доходу.
Так, по мнению председателя совета директоров Centras Capital Ельдара Абдразакова, рост заработных плат в государственных компаниях Казахстана является одним из основных источников инфляции, зарплаты в госкомпаниях должны быть чуть выше, чем среднестатистические.
«Мы хотели бы ограничения ценовой конкуренции на рынке труда, потому что ни для кого не секрет, что драйвером последней инфляции и инфляции заработной платы в последние три года были государственные компании и государство», - сказал Ельдар Абдразаков на VI ежегодном экономическом форуме национального бизнеса «Эксперт-200-Казахстан».
«Нам хотелось бы, чтобы было внедрено правило «лучшего работодателя». «Лучший работодатель», в данном случае государство, обеспечивает больший комфорт и стабильность для своих работников. Обычный лучший работодатель платит меньше, потому что более рисковые компании должны платить премию за то, что они привлекают кадры для себя в более рисковый бизнес», - пояснил он.
Государство было вынуждено идти на сознательный рост заработных плат в государственных компаниях. Это было сделано именно тогда, когда лучшие работники массово уходили из госсектора в частный.
Да, в 90-е годы в Казахстане лучшие специалисты массово уходили из государственного сектора в частный сектор.
Но не только в Казахстане.
Например, это характерно и для России. И не только в 90-е, но и сейчас в сферу обслуживания сегодня, решительно меняя свою судьбу, идут люди с высшим образованием.
Как недавно в одном из российских СМИ отметила директор по развитию Отделения систем управления и консалтинга ЛАНИТ Екатерина Чебышева, «чаще всего бюрократический тип корпоративной культуры господствует в средних и крупных компаниях».
«Бюрократия становится обратной стороной стремления руководителей к контролю и стабильности. Однако излишняя формализация внутренних процессов резко снижает оперативность работы и в конечном итоге мешает достижению конкретных результатов. Когда число необходимых процедур превышает все разумные пределы, первыми теряют мотивацию лучшие специалисты. Именно они нацелены на плодотворную работу, а не на выполнение бессмысленных ритуалов», - подчеркнула эксперт.
По тем же самым причинам из госсектора Казахстана и тогда, в 90-е, и сейчас массово уходят самые лучшие специалисты. Они хотят реализовать свои амбиции и получать при этом достойную зарплату.
Такой тренд характерен не только для России, Казахстана, но и других стран бывшего СССР, и многих стран мира.
Возьмем, к примеру, США.
Недавно газета Wall Street Journal опубликовало статью, где отмечается, что все меньше молодых американцев горят желанием работать в государственном секторе.
Как отмечает издание, проблема снижения молодых кадров в федеральных ведомствах США в последние годы становится все более заметной.
«По данным Управления кадровой службы США (Office of Personnel Management, OPM), доля госслужащих моложе 30 лет в США в 2013 году достигла своего минимального уровня за последние восемь лет, составив всего 7%.
При этом налицо также многолетняя тенденция по снижению интереса молодых американцев к работе в государственном аппарате США. В 1975 году доля сотрудников моложе 30 лет составляла более 20%.
Возраст около 45% от общего числа госслужащих США в 2013 году превышал 50 лет. К сентябрю 2016 года почти четверть от всего штата сотрудников достигнет пенсионного возраста.
Вот как раз по этой самой причине государство всеми силами стремилось сделать зарплату в государственном секторе достойной.
Государство своей цели достигло.
Как сообщили казахстанские СМИ в конце августа 2014 года, финансовый директор, член правления АО «Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов получил 29,8 млн. тенге в качестве бонуса по итогам работы в 2013 году.
Но это еще не те суммы, которые могут впечатлять. Так, еще согласно исследованиям 2009-2010 годов, топ-менеджмент АО «Разведка Добыча Казмунайгаз» за вычетом налогов в 2010 году получил от 49 до 253 тыс. долларов.
А теперь сравните. Так, среднерыночный показатель заработных плат от 10 тыс. до 15 тыс. долларов в месяц для крупных компаний потребительского сектора, тогда как уровень зарплат первой линейки управленцев варьируется между 6 тыс. и 10 тыс. долларов в месяц.
Но и того, что, например, получил Рахметов в «Самрук-Казыне» в 2013 году многие топ-менеджеры госкомпаний считают мизером.
Тот же Рахметов в интервью КазТАГу призывает – «Вы сравните с аналогичными российскими компаниями. Там на порядок выше, и там правительство и общество относятся к этому нормально. Там таких разговоров нет. Причем у нас базовый оклад на порядок ниже, размер бонусов на порядок ниже, а преподносится так, что мы тут жируем, ничего не делаем», - сказал он.
А нужно просто привязывать…
Дело ведь не в том, чтобы зарплату увеличить или уменьшить.
Так, когда еще в Казахстане была дорожная полиция тогдашний ее глава попытался повысить зарплату работникам. Что с успехом и сделал. Считалось, что если обеспечить дорожного полицейского достойной зарплатой, он перестанет брать взятки.
Но потом, через месяц-другой главный дорожный полицейский был вынужден отказаться от этой затеи. Оно и понятно: полицейские не перестали брать взятки, просто размер взяток вырос.
Если, как предлагает председатель совета директоров Centras Capital Ельдар Абдразаков, уменьшить зарплату топ-менеджерам госкомпаний до уровня чуть выше среднего, то эффективность, которой, кстати, и не было, еще ниже упадет. И снова запустится тренд массового оттока квалифицированных специалистов из госкомпаний в частные компании. Значит, госкомпании просто станут перевалочной базой для тех, кто хочет сделать карьеру. Эффективность компаний останется под вопросом.