Цены на авиатопливо для международных перевозчиков необосновано завышают - АЗРК
Инициированы расследования в отношении 11 аэропортов
Необоснованное завышение стоимости топлива для международных пассажирских и грузовых авиаперевозчиков выявило Агентство по защите и развитию конкуренции, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
«Анализ рынков оптовой и розничной реализации авиатоплива свидетельствует о необоснованном завышении стоимости топлива для международных пассажирских и грузовых авиаперевозчиков. На рынках реализации авиатоплива отечественные авиакомпании получают авиакеросин непосредственно от недропользователей по государственным графикам поставок, а зарубежные - через цепочку оптовых и розничных поставщиков. Для сокращения непродуктивных звеньев в ценообразовании на рынках нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, авиакеросина), возникающих в связи с реализацией ограниченных ресурсов со стороны поставщиков нефти (недропользователей) аффилированным посредникам, антимонопольным органом приняты правила ключевой мощности, направленные на цифровизацию и упорядочение процессов распределения нефтепродуктов. На рынке авиатоплива сложилась другая практика ограничения конкуренции, влияющая на ценообразование, - отказ поставщикам авиакеросина в доступе к инфраструктуре аэропортов по хранению и реализации авиатоплива», - сообщает Агентство.
В результате осуществления аэропортами или аффилированными с ними организациями розничной реализации авиатоплива международным пассажирским и грузовым авиаперевозчикам ее стоимость увеличивается до 60%. Стоимость авиатоплива в аэропортах Казахстана превышает на 5-30% его стоимость в соседних странах, что стало причиной снижения грузовых авиаперевозок на 36%, международных сообщений на 58% за последние пять лет, констатируют в антимонопольном органе.
«Переход на реализацию авиатоплива аэропортами произошел после снятия ограничений на занятие субъектами естественной монополии иной, нерегулируемой деятельностью в 2017 году и в связи со сдерживанием тарифов на услуги аэропортов, в результате чего доходы от продажи авиатоплива обеспечивают финансирование деятельности аэропортов до 80%. Вместе с тем, в отличие от доходов, получаемых от основной деятельности аэропортов, регулируемой в соответствии с законодательством о естественных монополиях, использование средств, получаемых от реализации авиатоплива по завышенным ценам, государством не контролируется», - отмечают в АЗРК.
В рамках реализации указа Президента Республики Казахстан «О мерах по либерализации экономики» Агентством разработаны Правила ключевой мощности по доступу к услугам хранения авиатоплива на территории аэропортов, предусматривающие доступ всех поставщиков авиатоплива, имеющих соглашения с авиакомпаниями, без возможности отказа в заключении договоров со стороны аэропортов.
Для завершения реализации инвестиционных проектов в ряде аэропортов предусмотрена возможность пролонгирования деятельности по реализации авиатоплива до завершения инвестиционных проектов и при осуществлении контроля за целевым использованием средств.
Инициированы также системные меры по развитию инфраструктуры аэропортов, включая частичное дерегулирование и увеличение тарифов части услуг аэропортов в целях обеспечения их безубыточной деятельности, снятию ограничений на ввоз импортного авиатоплива и прочие меры.
Также Агентством инициированы расследования в отношении 11 аэропортов по признакам установления монопольно высоких цен на авиатопливо: АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев», АО «Аэропорт Коркыт Ата», АО «Аэропорт Сары-Арка», АО «Аэропорт Шымкент», АО «Международный аэропорт Аулие-Ата», АО «Международный аэропорт Костанай», АО «Международный аэропорт Усть-Каменогорск», АО «Международный аэропорт Туркестан», АО «Международный аэропорт Орал», ТОО«Международный аэропорт Семей», АО «Авиакомпания «Жезказган-эйр». Наряду с этим проводятся проверки в отношении поставщиков авиатоплива на рынке вторично оптовой реализации авиатоплива.
На сегодняшний день Агентством завершено расследование в отношении ТОО «АНПЗ» по фактам злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высоких цен на услуги по переработке нефти в 2023 году, материалы расследования переданы в правоохранительные органы.
Ранее сообщалось, что в Казахстане разработают комплексный план мероприятий, направленный на снижение стоимости авиатоплива в аэропортах, выработку мер реагирования и развитие конкуренции на рынке его реализации.
28 января 2025 года на расширенном заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что в Казахстане необходимо создать международный авиахаб. Эту задачу он обозначил как «срочную» и поручил создать целостную экосистему, включающую в себя грузовые и пассажирские терминалы, логистические центры и современные сервисы.
«Необходимо упростить все процедуры по сопровождению грузов и обеспечить ценовую доступность авиатоплива. Последний момент крайне важен, потому что авиакеросин в наших аэропортах, в частности, в столичном аэропорту, слишком дорогой. Антимонопольное ведомство совместно с правительством должны выполнить эту задачу уже в первой половине года», - отмечал Касым-Жомарт Токаев.
Ранее сообщалось, что министерство транспорта планирует создать единого оператора по авиатопливу. Оператор будет создан на базе ТОО «КазМунайГаз-Аэро». Компания планирует строительство топливозаправочного комплекса (ТЗК) в аэропорту Астаны за 2,5 млрд тенге и в аэропорту Актобе за 5 млрд тенге.
Отметим, депутат мажилиса Мурат Абенов считает, что высокие цены на авиабилеты в Казахстане связаны с неэффективной политикой министерства энергетики и «КазМунайГаза».
Читайте также
Для его производства будет использоваться биоэтанол
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
