Какие меры планируют принять в Казахстане для защиты прав потребителей, пользующихся услугами зарубежных маркетплейсов, сегодня в ходе заседания правительства, докладывая о развитии электронной торговли, сообщил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Торгующие онлайн-компании заплатили больше налогов (360 млрд против 240 млрд), хотя их доля на рынке самих компаний значительно меньше (505 тыс. против 73 тыс. компаний). Дополнительно к этому отечественные маркетплейсы оплатили налоги на сумму 135,2 млрд тенге», - отметил он.
Учитывая высокие темпы проникновения электронной торговли, проведен анализ ее влияния на структуру розничной торговли в целом. Для этого в октябре 2024 года была сформирована рабочая группа с включением основных участников рынка, бизнес-ассоциаций и государственных органов.
«В выборку включены более 400 тыс. компаний розничной торговли. Данные представлены в обобщенном виде и отражают ключевые тенденции и структурные изменения в секторе розничной торговли. Был сформирован типовой портрет продавца онлайн и офлайн-торговли. И по всем показателям онлайн-торговля более эффективна, компании крупнее, более устойчивые, продажи и количество работников больше», - сообщил министр.
Активные онлайн-компании составляют 12,6% всех предприятий розничной торговли, при этом они:
- создают более 300 тысяч рабочих мест;
- производительность онлайн-торговли на 33% выше;
- обеспечивают 60% налоговых поступлений в секторе розничной торговли.
«Таким образом, отечественный Е-СОМ является акселератором для МСБ и инструментом повышения занятости, особенно на региональном уровне. И дальнейшее развитие отечественной электронной коммерции открывает дополнительные возможности для роста всей торговой отрасли республики», - подчеркнул глава МТИ.
В результате принимаемых мер по развитию трансграничной торговли объем покупок на иностранных платформах в 2023 году составил 1,3 млрд долларов, что составляет около 20% от общего объема онлайн-продаж в стране. За последние 3 года рост составил 90%.
«На рынке появляются новые иностранные маркетплейсы, растет конкуренция. Мы рассчитывали, что это будет способствовать улучшению сервиса, ассортимента товаров и цены для потребителей. Однако с развитием трансграничной онлайн-торговли растет количество жалоб потребителей на зарубежные маркетплейсы. Эти проблемы возникают из-за того, что иностранные маркетплейсы и продавцы находятся вне юрисдикции Казахстана. Это создает риски для потребителей, которые не могут полноценно защитить свои права», - уточнил министр.
Ввиду значительных расстояний между странами выполнение требований по возврату или обмену товаров зачастую становится невозможным.
«Кроме того, товары, приобретаемые через иностранные интернет-магазины, не проходят процедуру сертификации, что ставит под угрозу безопасность и качество продукции. В этой связи считаем необходимым законодательное регулирование данных вопросов», - предложил Арман Шаккалиев.
Министерством был проведен анализ законодательной базы зарубежных стран. Международный опыт демонстрирует применение комплексных подходов. Это включает как требование к самим платформам, так и к продукции, предлагая всестороннее регулирование для обеспечения безопасной и прозрачной коммерческой среды.
«Принимаются жесткие нормы в сфере налогового законодательства за нарушение авторского права, представленный некачественный и небезопасный товар. Особое внимание уделяется вопросам защиты прав потребителей и защиты персональных данных. Исходя из международного опыта и учитывая текущие реалии, предлагаем следующие подходы по регулированию и развитию электронной торговли: защита прав наших потребителей и персональных данных; безопасность и качество товаров; добросовестная конкуренция, создание равных условий для отечественных и иностранных маркетплейсов», - добавил он.
Для их реализации предлагается следующее:
- введение обязательных условий для работы иностранных платформ не ниже чем для отечественных, в части соблюдения требований по безопасности товаров, борьбы с контрафактом, защите прав потребителей, хранению и защите личных данных. Налоговая и таможенная прозрачность.
- по опыту ЕС предлагается внедрение электронной платформы для регистрации иностранных интернет-платформ и магазинов.
«Для поддержки развития отечественного Е-СОМ предлагается упрощение процедур таможенного оформления и оптимизация нефискальных сборов при импорте; введение специальных налоговых режимов для субъектов электронной торговли, оптимизация налогового администрирования, развитие складской и логистической инфраструктуры», - перечислил министр торговли.
Развитие электронной торговли в формате В2В и оцифровка рынков будут реализованы через совершенствование законодательства в сфере электронной торговли, включая налоговое законодательство, защиты прав потребителей, информационной безопасности.
«Развитие электронной торговли в Казахстане – это не только важный фактор экономического роста, но и необходимый шаг для дальнейшей цифровой трансформации торговли и интеграции страны в мировую цифровую экономику», - заключил глава МТИ.
Читайте также
За 11 месяцев 2024 года объем электронной торговли составил 3,2 трлн тенге