Казахстан — один из ключевых игроков на мировом нефтегазовом рынке — столкнулся с серьезной проблемой: добыча на крупнейших нефтяных месторождениях в стране выходит на плато. Рассмотрим в качестве примера три крупнейших нефтяных месторождения страны. На самом молодом из них — Кашагане — по-прежнему наблюдается постепенный рост, хотя его темпы гораздо ниже потенциального уровня. На месторождениях Тенгиз и Карачаганак, которые были введены в эксплуатацию значительно раньше, уже появились признаки спада по мере достижения зрелости.
Однако зрелые месторождения, многие из которых разрабатывают совместные предприятия (СП) с участием международных нефтяных компаний (МНК), все еще обладают значительным незадействованным потенциалом. Достижению стабильно высокого уровня добычи на этих месторождениях мешает ряд факторов.
Так, в рамках часто применяемой МНК оценки возможностей на глобальном уровне, зрелые, идущие на спад нефтяные месторождения в Казахстане иногда уступают новым проектам по разведке и добыче.
Кроме того, по условиям Соглашений о разделе продукции (СРП), возмещение затрат происходит медленно, и это часто становится сдерживающим и демотивирующим фактором для МНК. В результате инвестиции в добычу после возмещения затрат оказываются менее привлекательными по сравнению с другими международными проектами.
Наконец, партнеры, не участвующие в эксплуатации месторождений, часто играют пассивную роль и не могут эффективно взаимодействовать с добывающими компаниями и правительствами стран, где реализуются проекты, в целях увеличения добычи.
Однако все эти трудности можно преодолеть. Так, недавно один из наших клиентов столкнулся с неоправданно ранним снижением добычи на одном из своих флагманских месторождений. Всего за несколько месяцев нам удалось добиться стабильного роста добычи в несколько тысяч баррелей в месяц. Мы выявили причины падения добычи ниже уровня плато и предложили комплекс практических мер, направленных на разворот тренда. Эти меры являются относительно низкозатратными — они не требуют масштабных капиталовложений, но при этом позволяют значительно увеличить добычу.
Как правило, наш подход состоит из четырех ключевых этапов.
Во-первых, мы определяем основные практические, финансовые, операционные и другие сложности для дальнейшего увеличения добычи.
Во-вторых, при необходимости мы проводим тщательную работу по выстраиванию сотрудничества с партнерами, уточняя, что каждая из сторон может привнести в плане ресурсов, людей и опыта.
В-третьих, мы определяем целевые мероприятия, направленные на полноценное раскрытие потенциала месторождения, и создаем условия для их реализации.
И наконец, мы реализуем эти мероприятия, постоянно отслеживая их результаты и обеспечивая достижение целевого уровня добычи, или же оказываем добывающей компании, государству и другим участникам проекта поддержку в их реализации.
Содействуя укреплению сотрудничества с МНК на этапе снижения добычи и предлагая более привлекательные условия СРП и сотрудничества именно на этом этапе, Казахстан сможет в полной мере реализовать потенциал своих зрелых нефтегазовых месторождений.
Как мы убедились на практике, это может принести ощутимые результат. Например, повышение добычи только на одном крупном месторождении в одной из стран позволило увеличить ВВП на 3% при относительно небольших инвестициях.
Активно сотрудничая с международными партнерами, нефтегазовый сектор Казахстана может преодолеть трудности, связанные со зрелостью месторождений, и сохранить сильные позиции на мировом энергетическом рынке, причем в основном за счет уже совершенных капиталовложений.
Автор: Марк Ван Грондель, Партнер и директор Boston Consulting Group, член экспертной практики «Глобальное конкурентное преимущество».