По данным Министерства национальной экономики РК на начало марта 2024 года, в Казахстан из России переведены офисы 41 иностранной компании, Правительство РК ведет работу по передислокации еще 37 компаний. О завершении формирования регионального офиса объявила и мировая химико-промышленная группа Henkel, производитель чистящих и моющих средств, средств личной гигиены, клеевых материалов. О том, как Алматы стал полноценным центром бизнеса компании в Евразии, какие ожидания Henkel связывает с Казахстаном и регионом в целом, рассказал генеральный директор региона Центральная Азия и Кавказ компании Henkel Михаил Ершов.
- Михаил, почему из всех стран присутствия компании в регионе выбор пал именно на Казахстан?
- Позвольте начать с краткого вступления: Henkel Group – глобальная компания, объем продаж которой в 2023 году составил 21,3 млрд евро. Компания, базирующаяся в Германии, имеет долгую и успешную историю, которая насчитывает почти 150 лет. В компании работает свыше 50 тыс. человек в более чем 100 странах. Более 20 лет компания присутствовала и в России, но в связи с геополитической ситуацией Henkel закрыл российский бизнес. Однако в девяти странах евразийского региона – Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане, Монголии, Азербайджане, Армении и Грузии – компания по-прежнему активно работает. У Henkel давняя история сотрудничества с Казахстаном: с 2006 года здесь сформировалась команда, а местное представительство Henkel, хоть до последнего времени и было небольшим, стабильно работает с 2008 года.
После завершения формирования полноценной штаб-квартиры в Алматы она отвечает за работу во всех странах региона, а Казахстан является региональным хабом и центром всех финансовых операций бизнеса Henkel в Евразии. Усиление офиса повлекло увеличение численности персонала и расширение перечня задач, стоящих перед командой. Мы усилили отделы маркетинга и финансов, отдел логистики, который ранее существовал в России, департамент исследований и разработок. Серьезным вызовом стало создание новой интернациональной команды, но мы справились с этой задачей. На сегодняшний день в алматинском офисе Henkel, а также на заводе по производству клеевых материалов в Конаеве работают 165 специалистов, в основном это казахстанские граждане, но есть и сотрудники из России, Турции, Беларуси.
- Как чувствует себя компания после трансформации офиса, что вы можете сказать об условиях, созданных в Казахстане для ведения бизнеса?
- В целом бизнес-климат очень достойный, мы уверенно чувствуем себя и как представительство иностранной компании, и как отечественный производитель. Модель налогообложения, которую предлагает государство, приемлемая и предсказуемая, этот момент очень важен для нас, ведь создание полноценной штаб-квартиры предполагает и перенос финансовых потоков. Отныне Henkel управляет и развивает свой бизнес во всем регионе именно из региональной штаб-квартиры в Алматы и платит все соответствующие налоги в Казахстане. К примеру, в 2023 году налоговые поступления нашей компании в госбюджет удвоились по сравнению с 2022 годом.
Стоит отметить и высокую квалификацию рабочих кадров в Казахстане. Казахстанский рынок труда зрелый и развитый, что является большим плюсом. Здесь давно работают представительства крупных международных компаний, которые стали хорошей школой подготовки специалистов по многим позициям – это и логистика, и маркетинг, и сейлз-проекты. Расположение штаб-квартиры в Казахстане удобно и с точки зрения географии: авиарейсы связывают крупные города страны со всеми странами нашего региона, а Air Astana является надежным лидером этого процесса.
- Поскольку деятельность алматинского офиса занимает особое место в масштабах компании, хотелось бы побольше услышать о направлениях работы Henkel в нашей стране и в регионе.
- У нас диверсифицированный бизнес, и вряд ли будет преувеличением сказать, что продукцией Henkel пользуются практически в каждой казахстанской семье. Первое направление работы Henkel Group – Consumer Brands. В него входят косметика и средства личной гигиены, а также чистящие и моющие средства. В этом сегменте мы одни из безусловных лидеров. Краска для волос Palette – один из лидеров по продажам в своей категории, известны и популярны шампуни Syoss, линейка средств для укладки волос Taft. Кроме того, большой популярностью пользуются стиральный порошок и гель для стирки Persil, средства для сантехники Bref, а также средства для специальной стирки изделий из шерстяных и шелковых тканей Perwoll.
Второе высокотехнологичное направление нашего бизнеса – это Adhesive Technologies или клеевые технологии. В категорию товаров, представленных в этом сегменте, входят клеи и строительные смеси, в том числе те, которые мы производим на предприятии в Конаеве Алматинской области. Не удивительно, что такие наши бренды, как Ceresit и Metylan очень популярны и занимают второе место по доле на казахстанском рынке.
- Каким образом с уходом Henkel из России изменились логистические цепочки и производственные центры? Как эти перемены сказались на планах развития компании?
- В области производства и логистики ситуация изменилась кардинально. На протяжении последних 25 лет все продукты нашей компании производились в России и доставлялись в страны ЦА и Кавказа с российских предприятий, а это довольно короткие и отработанные логистические маршруты 2000-3000 км. Сейчас косметические продукты для реализации в регионе мы привозим с наших предприятий, расположенных в Европе, а средства для стирки – с наших предприятий в Турции.
В сложившейся ситуации мы думаем над локализацией производства в евразийском регионе, это позволит нам быть ближе к потребителю. У нас уже есть две производственные площадки в регионе, это фабрика в Конаеве и производственная площадка в Грузии, недалеко от Тбилиси, там также производят Ceresit и Metylan. В настоящее время мы активно изучаем другие возможности локализации производства, чтобы быть ближе к потребителю, при этом мы намерены продолжать инвестировать в расширение производства строительных смесей в Казахстане.
- Если говорить о казахстанском производстве, что сегодня представляет собой фабрика в Алматинской области, и каковы планы по ее развитию?
- Наша площадка в Конаеве существует с 2008 года, на сегодняшний день здесь организовано производство клея для обоев Metylan и линейки строительных смесей Ceresit, общая площадь фабрики составляет 8240 кв. метров. Продукция, производимая в Казахстане, реализуется на домашнем рынке и идет на экспорт в страны Центральной Азии – Узбекистан, Таджикистан, тогда как завод в Грузии поставляет продукцию в страны Кавказа. Производство в Конаеве на 70% работает на локальном сырье, таким образом, увеличивая собственные производственные мощности и расширяя ассортимент, Henkel стимулирует увеличение производства в смежных отраслях.
Мы постоянно инвестируем в улучшение и расширение производственных площадок фабрики в Конаеве, запускаем дополнительные производственные и фасовочные линии. В прошлом году, например, появилась еще одна современная линия по производству бренда Metylan, а также проведена модернизация линии по производству жидких продуктов Ceresit. В текущем году мы завершим работы по новому производственному зданию, где запустим дополнительную современную фасовочную линию. Чем интенсивнее мы обновляем предприятие, тем более технологичным становится производство, тем большее значение приобретает вопрос подготовки кадров. Соответственно, мы не ограничиваемся инвестициями в производство и большое значение уделяем трансферту технологий, обучению персонала.
- Как вы оцениваете перспективы компании в регионе на ближайшие годы?
- Региону Евразия в компании действительно уделяют большое внимание, считая его очень важным и перспективным. За последние семь лет бизнес Henkel в странах региона вырос вдвое, в нашем портфеле Henkel собраны сильные бренды, которые знает и любит потребитель, так что в своих прогнозах я оптимистичен. В Казахстане мы также вдвое увеличили инвестиции в продвижение наших продуктов в местных медиа, в других странах тоже более активно вкладываем в данное направление. Это означает, что у компании достаточно материальных и профессиональных ресурсов, чтобы еще сильнее укрепить свое положение на рынке.
Еще мы интенсивно развиваем электронную коммерцию, это пока небольшой, но очень быстрорастущий канал. В Казахстане он представлен очень ярко местными игроками – MagnumGo, Arbuz, «Рядом». Кроме того, появился со своим казахстанским юрлицом «Озон». У нас доля продаж в е-коммерции достигла 6%, а три года назад было 0,6%. Продажи в 10 раз увеличились! Они все еще невелики, но прогноз оптимистичный. Мы ожидаем утроения продаж через этот канал в ближайшие два-три года. Для сравнения: Южная Корея является одним из мировых лидеров по продажам в e-comm с 32% оборота, тогда как США - это 16%. В целом, говоря про финтех, маркетплейсы, e-коммерцию, Казахстан – самый быстроразвивающийся и лидирующий среди азиатских стран.