USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.65$
+0.090
BTC
94812.30$
-548.900

Важно разработать чёткие условия для привлечения «зеленых инвестиций»

О результатах внедрения нового Экологического кодекса РК и «зеленой повестке» рассказал управляющий директор, директор Департамента экологического регулирования и низкоуглеродного развития Ассоциации «KAZENERGY» Ержан Куанышев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Важно разработать чёткие условия для привлечения «зеленых инвестиций»- Kapital.kz

Прошло три года с момента утверждения нового Экологического кодекса РК. С вопросами о том, что изменилось и как повлияла реформа в экологическом законодательстве на нефтегазовую отрасль, мы обратились к управляющему директору, директору Департамента экологического регулирования и низкоуглеродного развития Ассоциации «KAZENERGY» - Ержану Куанышеву.

Важно разработать чёткие условия для привлечения «зеленых инвестиций» 2826196 - Kapital.kz

- Ержан Кадиркожаевич, какие цели преследовали разработка и принятие нового Экологического кодекса и удалось ли их достичь?

- Прежде всего позвольте поблагодарить вас за проявленный интерес к действительно актуальной теме.

Основными целями подписанного главой государства 2 января 2021 года нового Экологического кодекса стали: снижение негативного воздействия на окружающую среду, через усиление роли общественности, автоматизацию систем мониторинга эмиссий, техническую модернизацию промышленных предприятий и применение новых подходов в организации и управлении, которые должны были внедряться в рамках перехода на комплексные экологические разрешения (КЭР) с условием внедрения наилучших доступных техник (НДТ). Помимо перечисленного, новый Экологический кодекс предусматривает значительное усиление ответственности природопользователей, а также гармонизацию нашего законодательства с законодательством основных внешнеторговых партнеров из Европы и ОЭСР.

Необходимо особо подчеркнуть, что Ассоциация KAZENERGY и все ее компании члены, в общей сумме производящие больше 90% всей нефти и больше 95% всего газа, добываемого в Казахстане, приняли активное участие в обсуждении проекта Экологического кодекса в рамках утвержденных рабочих групп, в полной мере разделяя стремление Правительства РК к поэтапной взвешенной гармонизации законодательства Казахстана с законодательством стран ОЭСР.

При этом я намеренно делаю акцент на понятии «поэтапной и взвешенной гармонизации», так как одномоментный переход на строгие стандарты стран ОЭСР и Европейского союза нецелесообразен и даже финансово неприемлем с учётом технико-экономических аспектов развития предприятий и специфики ресурсоориентированной и энергоемкой экономики Казахстана.

Именно поэтому, на стадии обсуждения проекта Экологического кодекса, был согласован постепенный, поэтапный подход во введении новых требований, который должен обеспечить адаптацию предприятий промышленности Казахстана к передовым экологическим требованиям стран Европы и ОЭСР.

Таким образом, положения нового Экологического кодекса на стадии внедрения, с учётом продолжающегося процесса разработки сопутствующих нормативных правовых актов.

- Но что-то можно сказать уже сейчас? Как новые требования экологического законодательства влияют на нефтегазовую отрасль?

- Да, действительно некоторые нововведения Экологического кодекса уже реализуются и к ним можно отнести усиление контроля со стороны общественности со стадии планирования и последующей реализации проектов, внедрение автоматизированных систем мониторинга эмиссий, и конечно же, обязательство по модернизации производства и внедрению наилучших доступных техник (НДТ), на котором я хотел бы остановиться чуть подробнее.

В соответствии с подходом, согласованным в ходе обсуждений Экологического кодекса, отечественные Справочники НДТ, наряду с другими нормативными правовыми актами, должны были базироваться на передовом европейском опыте и предусматривать поэтапное усиление требований, для достижения европейских показателей. Однако на деле получилось, что требования некоторых отечественных справочников даже жестче, чем в аналогичных справочниках Европы. Приведу в пример отраслевой справочник НДТ «Добыча нефти и газа», требования которого в части пороговых уровней выбросов значительно жестче, чем в европейских аналогах.

Отмечаю, что достижение отечественными предприятиями соответствия существующим европейским нормам весьма затруднительно, а необходимость соответствия требованиям по выбросам на уровнях даже жестче европейских, ставит под сомнение возможность отечественных нефтегазовых предприятий продолжать производственную деятельность в условиях слишком дорогостоящего или обременительного законодательства. Особенно учитывая, что в случае отказа от перехода на НДТ ставки платы за эмиссии вырастут до 8 раз.

Следует понимать, что помимо замены одного оборудования на другое, модернизация и применение НДТ очень часто подразумевает внесение изменений в весь производственный цикл, что требует значительных финансовых ресурсов.

- Вы акцентируете внимание на необходимости в финансовых ресурсах. А насколько это дорого, привести, в частности, казахстанскую нефтегазовую промышленность к европейским экологическим стандартам? И как это может повлиять на рядовых граждан?

- На сегодняшний день нефтегазовая отрасль является локомотивом экономики Казахстана, и соответственно изменения, происходящие в этой отрасли, прямым образом влияют на социально-экономическое благополучие граждан.

По разным подсчётам, сумма, необходимая для модернизации нефтегазовой отрасли, составляет порядка одного триллиона тенге. Это вызывает обеспокоенность, так как увеличение капитальных и эксплуатационных затрат негативно влияет на конкурентоспособность отечественных предприятий и в ближайшее время может оказать отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность отрасли, что в итоге может нанести ущерб экономическому росту.

Необходимо особо подчеркнуть, что большинство отечественных нефтегазодобывающих предприятий разрабатывают зрелые месторождения и несут большие операционные расходы на поддержание объемов добычи.

Более того, в случае отсутствия стимулов и необходимых инвестиций отечественные нефтегазовые предприятия будут вынуждены требовать пересмотра цен на поставки нефти на внутренний рынок, которые в настоящее время осуществляются по ценам значительно ниже экспортных. Рост цен на энергоносители может оказать негативное и статистически значимое влияние на предприятия реального сектора экономики, которые в свою очередь, вероятно, переложат часть расходов на конечных потребителей, что в итоге может оказать влияние на социально-экономическое благополучие граждан.

- Нефтегазовая отрасль не только является, как вы говорите, локомотивом, но также ощущает на себе особое отношение со стороны государства, как вы можете это прокомментировать?

- Конечно, как я говорил ранее, нефтегазовая отрасль занимает особое место в структуре экономики Казахстана, что налагает дополнительную ответственность на нефтегазовую отрасль.

Чрезмерное ужесточение требований отраслевого Справочника НДТ «Добыча нефти и газа» является показательным, но не единственным примером. Ещё одним примером особого отношения к нефтегазовой отрасли является ощутимая разница в ставках платы за выбросы по одним и тем же загрязняющим веществам от стационарных источников и от сжигания газа на факелах, используемых только на нефтегазовых предприятиях, в некоторых случаях разница в ставках платы может достигать 200 раз. Соответственно эксперты не без основания говорят об «особом отношении» к нефтегазовой отрасли.

- Какие предложения могут быть озвучены со стороны Ассоциации «KAZENERGY» для решения сложностей, с которыми сталкиваются представители нефтегазовой отрасли в свете реализации требований нового экологического законодательства?

- Необходимо помнить, что нефтегазовая отрасль является основным источником пополнения бюджета и Национального фонда страны, поэтому важно устранить упомянутое «особое отношение», привести требования национального Справочника НДТ «Добыча нефти и газа» к уровню не строже европейских аналогов, следует проявлять осторожность и предусмотреть послабления для отечественных предприятий, эксплуатирующих месторождения на заключительной стадии эксплуатации и реализующих свою продукцию на внутренний рынок по сниженным ценам.

Вместе с тем ужесточение экологического законодательства является не единственным инструментом улучшения качества окружающей среды, и его следует эффективно комбинировать с другими подходами со стороны государства, такими как стимулирование и гибкие механизмы финансирования, без которого отечественным природопользователям будет сложно внедрить принципы НДТ.

С экономической точки зрения также крайне важно обеспечение контрмер для повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности отрасли и создания комфортных условий для бизнеса. Как отметил Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своём послании «Экономический курс Справедливого Казахстана», основной проблемой, ограничивающей рост экономики, является нехватка инвестиций. Дефицит инвестиций равен отсутствию роста в будущем. Поэтому крайне важно разработать чёткие процедуры и условия для привлечения необходимых «зеленых инвестиций».

Инвестиции в дорогостоящие энергетические технологии требуют долгосрочного планирования и стабильности законодательной базы. Чрезмерное ужесточение требований экологического законодательства увеличивает неопределенность, которая может задерживать или препятствовать притоку необходимых экономике нашей страны зарубежных инвестиций, особенно в условиях напряженной геополитической обстановки.

Важно понимать, что в условиях существующего уровня экономического и технологического развития, ограниченности внутреннего капитала, отсутствия налаженного системного процесса по привлечению необходимых «зеленых» инвестиций предложенные регулятором чрезмерные требования могут свести на нет планы нового Правительства РК по значительному росту экономики и повышению благосостояния граждан.

- Как вы считаете, когда можно будет предметно говорить о результатах ужесточения Экологического кодекса и в целом экологической реформы, и проследить ее влияние на экологическое благополучие и социально-экономическое благосостояние граждан?

- Как было сказано выше, Экологический кодекс носит общий концептуальный характер, и его реализация растянута по времени, с учётом необходимости утверждения соответствующих нормативных правовых актов, часть из которых всё ещё на стадии согласования.

Таким образом, реальное влияние новых экологических норм на экологическое благополучие и социально-экономическое развитие Казахстана можно будет объективно оценить в среднесрочной перспективе ближайших 5-10 лет, детально анализируя экологические показатели, среди которых: уровни производимых эмиссий, состояние качества окружающей среды и широкий спектр таких экономических показателей, как: поступления в бюджет, объём прямых иностранных инвестиций, производительность, занятость, уровень заработных плат и т.д. Только подобный камеральный анализ позволит сопоставить экологические достижения и социально-экономические последствия от ужесточения экологического законодательства.

В заключение я хотел бы еще раз подчеркнуть, что только хорошо продуманная, взвешенная экологическая политика, без чрезмерного ужесточения требований и перегибов поможет новому правительству скоординировать «зеленую» повестку, включая принятые обязательства в рамках Парижского соглашения, обязательства по снижению выбросов метана, которые впоследствии обеспечат стабильный рост экономики и улучшат общее благосостояние граждан.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.