Премьер-министр Алихан Смаилов в ответе на запрос депутатов рассказал о поддержке и пролонгации финансовых обязательств для фермеров, пострадавших из-за неблагоприятных погодных условий в 2023 году, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
НУХ «Байтерек» проводит пролонгацию кредитов и займов для сельхозтоваропроизводителей (СХТП) без применения штрафных санкций.
«В настоящее время на рассмотрении находятся заявки на пролонгацию исполнения обязательств от 852 СХТП на сумму 36 997 млн тенге. У «Аграрной кредитной корпорации» и «КазАгроФинанса» действует разовая акция по списанию неустоек в размере 100% за несвоевременное исполнение денежных обязательств по договорам займа и финансового лизинга. В настоящее время уже списаны неустойки для 1,5 тыс. заемщиков на сумму свыше 87 млн тенге», - пояснил премьер-министр.
Он напомнил, что 29 ноября 2023 года подписано дополнительное соглашение к договору о выделении бюджетного кредита между министерством сельского хозяйства и «Аграрной кредитной корпорацией», согласно которому сроки уплаты основного долга бюджетного кредита в сумме 20 млрд тенге перенесены с 15 декабря 2023 года на 30 ноября 2024 года.
Для поддержки СХТП, пострадавших от неблагоприятных погодных условий, Продкорпорация объявила прямую закупку пшеницы 4, 5 класса и неклассной пшеницы урожая 2023 года в объеме 350 тыс. тонн, установлены закупочные цены для фермеров на уровне рыночных. Для этого из республиканского бюджета выделено 31,3 млрд тенге на пополнение уставного капитала Продкорпорации. Для реализации неклассного зерна Продкорпорация ведет переговоры с покупателями из Ирана, Китая, Узбекистана, Азербайджана, а также отечественными птицеводами, животноводами и спиртзаводами и активными трейдерами. В ответе указывается, что получены предложения по качественным характеристикам зерна. Например, Китай требует неклассное зерно с долей пророста не более 30%.
«Для стабилизации финансового состояния аграриев выделено 30 млрд тенге на субсидирование растениеводства, 30 млрд тенге на субсидирование развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства», - напомнил Алихан Смаилов.
На вопрос депутатов о субсидировании транспортных расходов по доставке зерна внутри страны, в том числе до морского порта Актау и сухого порта Хоргос, Алихан Смаилов ответил, что по договору о ЕАЭС железнодорожные тарифы «Қазақстан темір жолы» при перевозке грузов унифицированы по видам сообщений - экспортный, импортный и внутренний.
«Тарифы на перевозку грузов дифференцируются по родам грузов, при этом уровень тарифов для перевозок зерна является низким, который не обеспечивает возмещение затрат КТЖ. Дальнейшее удешевление железнодорожных тарифов КТЖ приведет к возникновению дополнительных убытков. При этом необходимо отметить, что Казахстан в 2015 году вступил во Всемирную торговую организацию и принял на себя ряд обязательств, в том числе и по субсидированию. В этой связи предоставление экспортных субсидий и субсидий, направленных на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым, не представляется возможным, так как относится к запрещенным», - пояснил Алихан Смаилов.
В ответе указывается, что для поддержки аграриев Продкорпорацией были приняты дополнительные
меры:
– дважды продлен срок исполнения обязательств - по 1 декабря 2023 года включительно,
затем по 1 января 2024 года включительно;
– предусмотрена возможность исполнения обязательств через возврат средств без
применения штрафа, замены одного класса на другой класс сельскохозяйственной
продукций (СХП), замены одного вида СХП на другой СХП, за исключением замены на
гречиху;
– по товарному кредиту определены минимальные значения на пшеницу 3 класса и
ячмень 2 класса для возврата основного объема зерна, выданного по товарному
кредиту, и объема вознаграждения без применения денежной надбавки (штрафа) за
отклонение качественных показателей;
– предусмотрена возможность возврата товарного кредита и вознаграждения с
заменой класса с пшеницы 3 класса на пшеницу 4 класса согласно коэффициенту
1,05 или 5%.
Напомним, члены фракции НДПП «Ауыл» отмечали, что у правительства нет четкого
плана решения главной проблемы сложившейся в аграрной отрасли из-за крайне неблагоприятных
погодных условий. «Считаем, что правительство должно пойти на принятие
нестандартных решений и принять антикризисную Дорожную карту по данной ситуации»,
- указывалось в запросе.
Читайте также
С какими сложностями столкнулись фермеры в 2023 году