Прошедший летний сезон показал неплохой прирост численности туристов, арендовавших места на различных турбазах, в гостиницах и кемпингах. За январь–сентябрь текущего года численность посетителей мест размещения достигла 6,2 млн человек — на 14,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает finprom.kz.
Этот «плюс» отечественному туризму обеспечили именно казахстанские туристы. Их стало больше на полмиллиона: 5,4 млн человек против 4,9 млн человек в 2022-м. Такие данные опубликованы в бюллетенях Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК. Важно, что органы статистики учли только тех туристов, по которым отчитались сами владельцы мест размещения. Данных по так называемым самоорганизованным отдыхающим и тем, кого не занесли в отчеты, в официальной статистике нет.
Почти половина всех туристов, останавливавшихся в гостиницах и отелях — чуть более 3 млн человек — в этом летнем сезоне отдыхали в курортных зонах. В стране насчитывается 19 таких зон. Самой посещаемой курортной территорией стал Алматинский горный кластер, где за три квартала 2023 года отдохнули 1,7 млн человек. Второе место по популярности заняло побережье Каспийского моря, где начали функционировать пятизвездочные отели с системой «все включено». Впервые в истории региона в Актау были запущены чартерные туристические авиарейсы из других стран. По официальным данным, в гостиницах, отелях и туристических базах области побывали 299,3 тыс. человек. Повышение сервиса на пляжах Каспийского моря резко улучшило статистику посещаемости: плюс 42,2%.
На третьем месте по популярности у туристов оказалась Алакольская курортная зона. Искупаться в соленом озере и воспользоваться лечебными грязями смогли 287,9 тыс. казахстанцев и гостей страны. Эта цифра совершенно не совпадает с теми показателями по туризму, которые дают акиматы двух регионов. По информации пресс-службы акимата Жетысуской области, на побережье Алаколя (с южной стороны) отдохнули 1,5 млн человек. На пляжах пестрого озера в Абайской области за курортный сезон побывали 1 млн посетителей. Общая численность составила 2,5 млн человек, то есть в 8,6 раза больше, чем по официальным данным.
Судя по данным из бюллетеней БНС АСПиР РК, в курортной зоне Алаколя со стороны Жетысуской области в текущем году наблюдалось резкое уменьшение количества мест размещения. Если в 2022-м там насчитывалось 223 объекта, то в 2023 году — только 185. Южный берег Алаколя и Алматинский горный кластер стали двумя курортными зонами страны, в которых так заметно сократилось число гостиниц, отелей, турбаз: минус 38 и минус 28 единиц соответственно. Именно они повлияли на общее уменьшение количества мест размещения в сфере туризма за прошедший сезон. За январь–сентябрь 2023-го суммарное число таких туристских объектов составило 1,6 тыс. единиц.
Вместе с тем в конце октября президенту страны отчитались о том, что за последний год в Жетысуской области было реализовано несколько инфраструктурных проектов для повышения доступности побережья. В частности, проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Ушарала (ближайшего к побережью города), запущен поезд «Тальго» до ближайшей железнодорожной станции, завершена реконструкция дороги «Ушарал — Достык». Однако, помимо транспортной составляющей, для туристов Алаколя остаются нерешенными еще многие проблемы. На турбазах элементарно не хватает энергомощности, и люди сидят без света. В своем запросе премьер-министру страны сенатор Амангельды Толамисов сообщил, что за прошедший летний сезон местные исполнительные органы получили более 100 обращений по вопросам подключения электроэнергии на объектах побережья. За три месяца в зонах отдыха поселков Акши и Коктума Жетысуской области произошло 20 отключений электричества. Из-за этого пришло в негодность более 150 единиц бытовой техники, а в Коктуме полностью сгорел один туристический объект. Чтобы построить новую трансформаторную подстанцию, требуется 10,9 млрд тенге. Размер выделенного на этот год транша составил всего 500 млн тенге. Судя по тому, что ответил депутату глава кабинета министров Алихан Смаилов, заявку правительство получило, вопрос будет решен при рассмотрении проекта республиканского бюджета на 2024 год.
Энергоснабжение — только одна из многочисленных жилищно-коммунальных проблем туристического Алаколя, которому по уровню сервиса еще далеко до турецкого берега. В этот список можно включить и отсутствие центральной канализации в прибрежных поселках, и отвратительный придорожный сервис (даже несмотря на субсидирование содержания туалетов), и проблемы с водоснабжением.
Финансовые показатели казахстанского туристического кластера за прошедший сезон нельзя назвать совсем уж плачевными. Несмотря на то, что количество туристических объектов и предоставленных койко-суток в январе–сентябре текущего года уменьшилось, оставшиеся заработали больше денег, чем в прошлом году. За три квартала 2023-го объем услуг, оказанных местами размещения, достиг 175,7 млрд тенге — сразу на 36% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Из них конкретно на курортные зоны пришлось 102,5 млрд тенге против 73,9 млрд тенге годом ранее.
Не исключено, что благодаря такой динамике объем услуг в туристической отрасли по итогам 2023-го достигнет рекордного за последние годы уровня.
Что касается стоимости проживания для туристов в прошедшем сезоне, то в среднем по стране она увеличилась на 12,4%, с 9,8 тыс. тенге до 11 тыс. тенге в сутки за одного человека. В курортных зонах прайс был чуть выше: 12,1 тыс. тенге (плюс 12,2%). Стоит отметить, что вилка цен на курортах разного уровня настолько велика, что эта усредненная цифра для многих туристских зон будет далека от реальности.
Например, на турбазах Бухтарминского водохранилища стоимость проживания для одного человека в текущем году составляла 4,1 тыс. тенге. В то же время в Мангистауской области она была в 4,7 раза больше: 19,1 тыс. тенге. Это самая высокая цена. Второе место по дороговизне проживания для туристов занял Алматинский горный кластер, где посетителям гостиниц и отелей приходилось платить в среднем по 16,1 тыс. тенге в сутки.
Читайте также
В топ-3 самых актуальных проблем внутреннего туризма, по мнению казахстанцев, вошли низкое качество дорог и сервиса, отсутствие бытовых удобств