Freedom Finance Global изучило ситуацию в сфере внутреннего и внешнего туризма в Казахстане с учетом мнения профессиональных участников и экспертов, а также данных опроса жителей страны. Экспертное сообщество сходится в общем мнении, что толчок к развитию внутреннего туризма в Казахстане дала пандемия коронавируса. В постпандемийный период у казахстанцев произошла перезагрузка мышления, в результате чего выросла заинтересованность населения в путешествиях.
Во время интервью профессионалы рынка отметили, что организованный выездной туризм однозначно популярнее внутреннего. По их оценке, на рынок выездного туризма приходится около 85% (или чуть более) объема туристского рынка, на внутренний – 15% и менее. Высокая стоимость внутреннего туризма – это следствие отсутствия конкуренции на рынке Казахстана. Слабая транспортная доступность туристских мест является важным критерием отсутствия должного развития данной отрасли в стране. При этом высокая оценка природного потенциала Казахстана признается экспертами практически единогласно.
По их мнению, основные игроки на рынке туризма – представители среднего и малого бизнеса, которые формируют на сегодняшний день большую часть предложения.
«Активная проработка вопроса взаимодействия бизнеса и государства в совокупности с развитием инфраструктуры должна запустить последовательный процесс, который позволит решить проблемы туристской отрасли в Казахстане или совершить прогресс в их решении. Если бы в стране изначально не был заложен туристский потенциал, решение текущих проблем вызвало бы более сложные кардинальные подходы. Но высокая привлекательность туристских дестинаций в стране позволяет прорабатывать схемы развития отрасли и дает пространство для их реализации», – отмечает аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев.
Также в рамках исследования был проведен онлайн-опрос 716 жителей Казахстана старше 18 лет, преимущественно из городской местности (87%). Среди опрошенных внутренних туристов почти половина (46,1%) совершают поездки по территории Казахстана в рамках кратковременного отдыха на 1–2 дня, что предполагает поездки по своему или близлежащим регионам. При этом чуть менее трети (30,4%) внутренних туристов совершают поездки для того, чтобы отдохнуть на территории Казахстана более трех дней. Выезд на природу без совершения дополнительных видов активностей является главной целью путешествия для самих респондентов (71,1%) и для большинства жителей Казахстана (64%), по мнению респондентов.
Почти четверть опрошенных (23,5%) совершает поездки примерно раз в полгода. Почти такая же доля опрошенных (23,6%) ездит в путешествия по территории Казахстана примерно раз в год. Приблизительно каждый шестой респондент путешествует по территории Казахстана раз в два-три месяца (17,5%), еще 13,7% совершают путешествия раз в месяц.
Самая высокодоходная группа оказывается в числе наиболее активных внутренних туристов (10% путешествуют раз в неделю по выходным, 5% – раз в неделю в будние дни, 30% – примерно раз в месяц), что говорит о низкой финансовой доступности внутреннего туризма для казахстанцев. Почти три четверти опрошенных (73,7%) считают сумму до 300 тыс. тенге допустимым бюджетом на одного человека для поездки по территории Казахстана, из них 40,1% считают допустимой сумму до 100 тыс. тенге на одного человека в поездке.
Чаще всего в рамках путешествий по территории страны казахстанцы предпочитают посещать Алматы и Алматинскую область (53,2%), а также Астану и Акмолинскую область (44,6%). Замыкают тройку популярных направлений для внутренних туристов южные регионы, включая третий мегаполис Шымкент и популярный у туристов Туркестан – 30,2%.
Самым популярным туристским местом на территории Казахстана, согласно опросу, является Щучинско-Боровская курортная зона. Так, более половины опрошенных знакомы с этим местом (54,1%), побывали там хотя бы раз треть респондентов (33%), а хочет приехать еще раз каждый четвертый участник опроса (25,1%). Второе популярное направление среди казахстанцев – Капшагайское водохранилище. Побывали в этом месте хотя бы раз 22,3% опрошенных, изъявили желание посетить еще раз – 12,6%.
В топ-3 самых актуальных проблем внутреннего туризма, по мнению казахстанцев, вошли низкое качество дорог (43,4%), сервиса и обслуживания (41,3%), а также неухоженность и отсутствие бытовых удобств по туристским маршрутам (31%). В разрезе возрастных групп молодежь больше волнуют огромные расстояния, слабая туристская развитость близлежащих регионов, чем низкое качество сервиса и обслуживания (27,6% против 26,7). В свою очередь респондентов старше 55 лет – низкий уровень туристской культуры, чем неухоженность и отсутствие бытовых удобств по туристским маршрутам (35,4% против 27,1).
По мнению аналитиков Freedom Finance Global, развитие инфраструктуры сможет увеличить капиталоемкость бизнеса, привлечь на рынок намного больше участников как с внутреннего рынка, так и с внешнего. При этом увеличение количества компаний в сфере туризма может стать катализатором для разрешения других связанных проблем. Улучшение доступности туризма за счет программ кредитования увеличит денежный поток на рынок, а за счет роста конкуренции возрастет и заработная плата сотрудников. Это может частично решить проблему кадрового дефицита в сфере. Рост инвестиционной привлекательности в свою очередь позволит открыть двери крупному бизнесу, который станет центром притяжения для туристов.
Читайте также
Большинство респондентов вновь отметили муку как один из наиболее подорожавших товаров