Для развития инфраструктуры грузовых железнодорожных перевозок необходимо финансирование. Об этом сегодня в ходе заседания правительства сообщил председатель правления АО «НК «Казахстан темир жолы» Нурлан Сауранбаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Основной рост достигнут за счет экспортных и транзитных перевозок. Выручка компании в 2023 году составит порядка 2 трлн тенге против 1,3 трлн тенге в 2021 году. Начиная с 2020 года, компания стабильно имеет положительный финансовый результат. За 10 месяцев 2023 года получена чистая прибыль в размере 139 млрд тенге. На следующем слайде показаны железнодорожные показатели, отражающие действующую обстановку», - отметил глава КТЖ.
Улучшилась оборачиваемость вагонов с 8 до 6 суток, вследствие чего парк вагонов в сети уменьшился со 105 до 85 тысяч. Количество брошенных поездов снижено с 500 до нормативных показателей. Также были улучшены показатели по локомотивному парку, скорости и безопасности движения.
«За 10 месяцев 2023 года экспорт вырос на 8%, наибольший рост под 30% показали перевозки железной руды, зерна и химикатов. Импорт вырос на 11, транзит на 19, контейнерный транзит увеличился на 15%», - добавил он.
По транзиту сложившаяся геополитическая ситуация привела к значительным изменениям традиционных маршрутов, в связи с чем становится актуальным транспортный коридор ТМТМ Север-Юг-Россия-Китай.
«Например, по итогам 2022 года перевозки из России в Китай увеличились в два раза, а из Китая в Россию – в восемь раз. Несмотря на кратное увеличение прошлого года, в текущем году перевозки увеличились в направлении на 76%», - отметил Нурлан Сауранбаев.
Безусловный транзитный потенциал Казахстана невозможно будет реализовать без необходимого уровня развития инфраструктуры.
«К базовой инфраструктуре КТЖ относится путь, так называемая МЖС – магистральная железнодорожная сеть. Ключевой актив КТЖ – это магистральная железнодорожная сеть, являющаяся естественной монополией», - добавил он.
Кардинальным решением изношенности путей станет строительство указанных ЖД-линий.
«Сейчас по Достык-Мойынты и обводной Алматы, Дарбаза-Мактаарал, в декабре по Бакты-Аягоз будет завершено строительство. Хотел бы обратить внимание на мультипликативный эффект реализуемых проектов», - добавил он.
Основной проблемой была необходимость восполнения выбывающего парка, который на 1 ноября текущего года насчитывает 1790 единиц. По его информации, значительное выбытие парка и низкий уровень его восполнения произошли из-за отсутствия финансовых возможностей компании в предыдущие годы.
«В нынешнем году в среднем 115 поездов в сутки простаивало. На текущий момент поезда по этой причине не останавливаются. До 2027 года мы приняли решение по своевременному восполнению выбытия 444 единиц. По вагонному парку рынок грузовых вагонов либерализован. На рынке присутствует более 130 тыс. вагонов. В целом рынок справляется с текущими потребностями. КТЖ присутствует в основном в парке полувагонов. Сохранение присутствия КТЖ на рынке вагонов объясняется необходимостью перевозки социальных грузов», - уточнил глава КТЖ.
По его словам, для развития инфраструктуры необходимо финансирование.
«Основные доходы КТЖ получает через тарифы. Тарифы груза – ниже себестоимости. КТЖ субсидирует большую часть перевозок. Объем субсидий КТЖ по итогам 2022 года составил более 230 млрд тенге, в том числе уголь 88 млрд тенге, железная руда - 27 млрд тенге, зерно - 26 млрд тенге, цветная руда - 9 млрд тенге, строительные грузы - 6 млрд, химикаты - 4 млрд тенге», - перечислил Нурлан Сауранбаев.
По пассажирским перевозкам основная критика связана с сервисом, задержками поездов, состоянием и наличием вагонов.
«Для улучшения сервиса проводим соответствующую работу. Также привлекли немецкую компанию Deutsche Bahn. Части задержек, основные ограничения связаны с состоянием путевого хозяйства. Мы проводим необходимые работы. В 2023 году объем всех видов ремонта увеличен на 50%», - резюмировал он.
Читайте также
До 2025 года компания планирует закупить 3000 полувагонов