Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) не имеет прямой связи с теневой экономикой, заявил вице-министр национальной экономики РК Азамат Амрин на круглом столе «Налоговое администрирование в новом Налоговом кодексе» парламентской фракции ДПК «Ак жол» и Казахстанской ассоциации предпринимателей в Караганде, передает пресс-служба профильного ведомства.
«К примеру, в 2006 году при ставке НДС в размере 15% уровень теневой экономики к ВВП составил 19,8%, а размер теневой экономики в сфере торговли – 2,7% к ВВП. В последующие годы ставка НДС поэтапно снижалась до 12%. Однако объем теневой экономики в торговле с каждым годом увеличивался и в 2016-м дошел до 9,2% к ВВП. В 2022 году при ставке НДС в размере 12% объем теневой экономики в сфере торговли составил 3,1% к ВВП», - уточнил вице-министр.
Кроме того, было отмечено незначительное и одномоментное влияние повышения ставки НДС на уровень инфляции.
Повышение ставки НДС до 16% не приведет к отклонению инфляции от запланированного коридора. Оно повлияет на уровень инфляции в пределах 1 процентного пункта и не будет влиять на сельскохозяйственные товары. Так как отечественные сельхозтоваропроизводители пользуются льготными налоговыми режимами, заверили в МНЭ.
«Учитывая, что в структуре импорта Казахстана доля продовольственных товаров в 2022 году составила 9,4%, повышение ставки НДС по импортным товарам не будет иметь значительного вклада на уровень инфляции», - отметил Азамат Амрин.
Положительными эффектами от повышения ставки НДС, по его мнению, станут укрепление возможности бюджета для финансирования социальных обязательств и усиление конкурентоспособности отечественных товаров.
«По нашему мнению, повышение нагрузки на импортные товары даст возможность нашим отечественным товаропроизводителям, пользующимся налоговыми льготами и субсидиями, наращивать свое производство для замещения импортных товаров», - сказал вице-министр нацэкономики.
Кроме того, местными предпринимателями были озвучены проблемные вопросы, в том числе по налоговому администрированию, применению режима розничного налога. Позиции и предложения предпринимателей будут учтены в дальнейшей работе по подготовке проекта нового Налогового кодекса.
Напомним, намерение министерства национальной экономики повысить размер НДС в Казахстане встретило сопротивление со стороны бизнес-сообщества.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» предлагает, напротив, снизить ставку с 12% до 10%. Это позволит повысить собираемость налогов, снизит теневые потоки денежных средств, а, следовательно, ускорит рост экономики, считают в НПП. В то время как ее повышение, наоборот, повлечет удорожание товаров и услуг, снизит покупательскую способность и потребительский спрос.
По словам председателя президиума НПП «Атамекен» Раимбека Баталова, в 2005 году при понижении ставки НДС даже на 1% валовое поступление НДС (НДС на товары внутреннего производства, на импортируемые товары, а также с учетом сумм возмещения НДС по нулевой ставке) выросло на 143%.
«Это уже доказанная практика во всем мире, что при снижении ставки НДС увеличивается собираемость налогов. Данный эффект подтверждает и опыт Узбекистана. В октябре 2019 года власти Узбекистана снизили ставку НДС – с 20% до 15%. За три года поступления в бюджет от НДС на внутренние товары выросли вполовину – с 20,5 трлн сумов в 2020 году до 32,8 трлн сумов по итогам 2022 года. НДС с импорта за тот же срок увеличился почти вдвое», - рассказал Раимбек Баталов.
Он также отметил, что с 1 января текущего года Узбекистан в очередной раз снизил ставку НДС – с 15% до 12%. Повышение ставки НДС на этом фоне лишит Казахстан статуса страны с самым комфортным налоговым режимом в Центральной Азии. Это неизбежно ухудшит инвестиционную привлекательность национальной экономики.
Предприниматель и основатель Учет.kz Максим Барышев также приводит в пример мировой опыт налогообложения. По его словам, в Китае ставка НДС составляет 13%, в Кыргызстане - 12%, в Южной Корее - 10%, в ОАЭ и Канаде - 5%.
Читайте также
Фонд готов оказать техническую поддержки по проводимой реформе