Обзор консолидированного бюджета РК за девять месяцев текущего года представили в Аналитическом центре Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).
Ключевые тенденции периода
- Несмотря на ускорение развития экономики (рост ВВП составил 4,7% против показателя в 2,8% за аналогичный период 2022 года) и заметный рост налоговых ставок на добычу полезных ископаемых для биржевых металлов (на 50%) и других твердых полезных ископаемых (на 30%), налоговые поступления в консолидированный бюджет продемонстрировали слабовыраженное увеличение.
- За январь-сентябрь 2023 года в стране было собрано 16,7 трлн тенге налогов, что на 8% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: за 9 месяцев 2022 года их рост составил 71%.
- Таким образом, за 3 месяца до конца года исполнение плана по налоговым сборам на 2023 года (26 трлн тенге) составило всего 64% в сравнении с 86% годом ранее.
- В частности, доходная часть республиканского бюджета не исполнена на 1,1 трлн тенге (налоговые поступления по КПН не исполнены на 819 млрд тенге, НДС на импорт — 243 млрд тенге, ЭТП на сырую нефть — 203 млрд тенге, НДПИ — 145 млрд тенге).
- Расходы КБ выросли на 19% или 3,2 трлн тенге — до 20,2 трлн тенге, превышая доходную часть на 17% или 2,9 трлн тенге.
- Треть указанного прироста приходится на одну статью — обслуживание и погашение долга (+1 050 млрд тенге). Общие расходы на эту статью за 9 месяцев выросли на 39%, с показателя 2,7 трлн годом ранее до 3,7 трлн тенге (или 18% от всех расходов бюджета).
- Далее по приросту следуют образование (+716 млрд тенге), соцпомощь и обеспечение (+583 млрд тенге).
- Для финансирования дефицита бюджета были привлечены займы на 5,1 трлн тенге при годовом плане привлечений 5,6 трлн тенге (исполнен на 91%). В условиях серьезного отставания налоговых поступлений от прогнозных значений план по привлечению займов на текущий год может быть перевыполнен.
- Другая альтернатива — продажа акций КМГ Нацфонду — идет вразрез с ключевыми функциями фонда — сберегательной (накопление ресурсов в инвалюте для будущих поколений) и стабилизационной (снижение зависимости республиканского бюджета от цен на нефть).
Резюме
Несмотря на то, что Казахстан имеет сервисную экономику (в ВВП превалирует доля услуг), доходы в консолидированный бюджет преимущественно поступают от производства товаров (экспорт нефти). Это объясняет факт слабого роста налоговых отчислений даже при ускорении экономической активности в стране.
Отметим, что средняя цена нефти Brent в отчетном периоде составила 81,9 доллара за баррель, что на 20% ниже в сравнении с аналогичным показателем прошлого года (102,3 доллара), но вблизи ее прогнозной цены, заложенной в бюджет страны (85 долларов).
На этом фоне отмечается серьезное ухудшение баланса КБ, что приводит к необходимости дальнейшего увеличения долгового бремени при все еще высоких ставках в системе и срочного поиска источников пополнения доходной части до конца года. Отметим, что исполнение плана по привлечению займов выросло до 91% в сравнении с 65% в аналогичном периоде прошлого года.
При этом по итогам текущего года планируется собрать 26,0 трлн тенге налогов, но, очевидно, что этот план может быть не исполнен (за январь-сентябрь собрано 17 трлн, или 64% от годового плана).
В то же время в среднесрочной перспективе меры по улучшению налоговых поступлений необходимо совмещать с обязательным исполнением бюджетного правила и переориентации расходов на стимулирование диверсифицированного роста, создания качественных рабочих мест и поддержания благосостояния казахстанцев. В таком случае бюджетный баланс может значительно улучшиться.
Напомним, высокий рост социальных расходов и льготное кредитование приводят к увеличению потребительского спроса, росту денежной массы и, как следствие, к более высокой инфляции и долговой нагрузке на бюджет.