Несмотря на достаточно турбулентный и неопределенный 2022 год, события которого оказали влияние практически на все индустрии, рынок розничной электронной коммерции в Казахстане продолжил свой умеренный рост и составил 1,3 триллиона тенге, что на 30% больше, чем в предыдущем году. Об этом говорится в исследовании PwC Kazakhstan.
Одними из важных факторов, влияющих на развитие рынка e-commerce, названы высокий уровень цифровизации в Казахстане и растущий спрос на онлайн-покупки среди потребителей. Согласно базе данных ООН, в 2022 году Казахстан занял 15 место в мире по уровню электронного участия (EPI) и 28 место по развитию электронного правительства (EGDI).
Общее количество транзакций в 2022 году составило 49 млн единиц, что на 33% больше, чем в 2021 году. Темпы роста замедлились, в сравнении с прошлым годом, когда годовой прирост количества транзакций составил 45%. Несмотря на замедление темпов роста, количество транзакций в 2022 году превысило суммарное количество транзакций за 2019 и 2020 годы.
Сумма среднего чека в 2022 году составила 27,5 тыс. тенге, что на 3% ниже чем в 2021 году. Максимальный квартальный прирост среднего чека в 22% пришелся на 2К2022. Резкий скачок цен, ослабление национальной валюты, уровень нестабильности в силу последствий январских событий и военного конфликта между Россией и Украиной привели к снижению потребительской активности начиная с конца 1К2022.
«На средний чек влияют реальные доходы населения (которые выросли в 2022 году на 14% в годовом выражении по сравнению с 2021 годом), инфляция (2021: 8.4%, 2022: 20.3%) и количество транзакций (2021: 36,9 млн ед , 2022: 49 млн единиц)», - прокомментировала руководитель проекта Наталья Лим, партнер PwC Казахстан, лидер консультационной практики по региону Евразия.
Годовой прирост продаж с маркетплейсов составил 33%, а продажи онлайн магазинов увеличились на 19%. Результат нашего анализа также показал, что на локальные площадки пришлось около 80% от общего объема продаж в 2022 году.