USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96661.60$
-417.900

На программу импортозамещения планируют направить 4,3 трлн тенге

Какие механизмы предусмотрены для кредитования предприятий

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Министерство индустрии и инфраструктурного развития вынесло на обсуждение проект постановления «Об утверждении Программы развития внутристрановой ценности и экспортно ориентированных производств» (программа импортозамещения - Ред.) на 2022-2025 годы. Документ будет находиться в публичном обсуждении до 1 июня 2022 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Финансировать государственную программу будут «за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством».

На реализацию программы из республиканского бюджета планируют выделить в 2022 году 691 290 млн тенге, в 2023 году – 1 200 190 млн тенге; в 2024 году – 1 261 210 млн тенге; в 2025 году – 1 207 270 млн тенге.

Предполагается, что к 2025 году в Казахстане будут введены в эксплуатацию порядка 700 проектов с созданием не менее 100 тыс. рабочих мест. А прирост инвестиций в обрабатывающую промышленность составит свыше 20,0 трлн тенге.

Поясняется, что с 2010 по 2021 год предприятия обрабатывающей промышленности увеличили производство в 3,4 раза - с 3,8 трлн тенге в 2010 году до 13,2 трлн тенге в 2020 году, валовый объем за данный промежуток составил около 84,7 трлн тенге. «Несмотря на положительные итоги промышленной политики, инновационное и технологическое развитие обрабатывающей промышленности характеризуется: изношенностью основных фондов на многих предприятиях отрасли в 2020 году - 39,2%; низкой долей экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта обрабатывающей промышленности в 2021 году – 15,5%; низкой инновационной активностью предприятий в обрабатывающей промышленности в 2020 году – 15,4% и долей инновационной продукции в ВВП – 2,1%», - указывается в документе.

На сегодня обрабатывающая промышленность характеризуется зависимостью от импортного сырья и комплектующих, которые не производятся на территории Казахстана и не имеют дальнейших перспектив к локализации. Доля импорта таких промежуточных товаров в перерабатывающих производствах может занимать до 50% и более. Так, общий объем импорта продукции обрабатывающей промышленности в 2021 году составил 38,3 млрд долларов.

Цель программы - преодолеть зависимости отечественной экономики от импорта сырья и комплектующих через обеспечение доступным сырьем и насыщение внутреннего рынка продуктами отечественного производства с последующим выходом на экспорт.

В документе представлены три основных механизма финансирования предприятий:
- финансирование совместно с банками второго уровня под 8% для конечного получателя;
- кредитование МСБ через Фонд развития промышленности и МИО под 3%;
- кредитование проектов от 3% до 7% через Фонд развития промышленности.

Для стимулирования БВУ предусмотрены следующие инструменты: субсидирование ставки вознаграждения через институт развития; государственное гарантирование долгосрочных кредитов БВУ; долевое финансирование МСБ совместно с институтом развития по схеме 15-25-60%.

Проекты будут сегментированы по целям: развитие (модернизация или расширение действующего предприятия); новое производство с опытом; новое производство без опыта.

Для проектов развития планируется предоставлять субсидирование с возможностью гарантирования при условии, если проекты являются ключевыми для экономики страны.  Для нового производства с опытом в качестве мер государственной поддержки предусмотрены субсидирование и гарантирование, при условии отсутствия опыта будет оказываться мера поддержки по предоставлению капитала по схеме 15-25-60% (15% - собственные средства заемщика, 25% - средства института развития, 60% - БВУ).

«Основным условием, при котором БВУ будут финансировать проект, является субсидирование ставки кредитования на срок от 3 до 5 лет в зависимости от года ввода в эксплуатацию проекта. Субсидирование ставки кредитования БВУ будет осуществляться только по индустриальным проектам по развитию действующего производства без долевого участия и государственного гарантирования», - указывается в документе.

Для новых производств с опытом будет оказана поддержка по субсидированию ставки кредитования БВУ с государственным гарантированием займов для покрытия потерь банков в случае наступления гарантийного случая. В долевом участии государства по схеме 15-25-60% основными условиями будут субсидирование ставки кредитования БВУ, обязательное наличие залогового имущества и прохождение банковской экспертизы.

Для координации и мониторинга выделяемых государственных средств планируется создать единое окно на базе холдинга «Байтерек».

В документе уточняется, что для предприятий, требующих кастомизированный подход к реализации новых проектов, будут привлекать местные исполнительные органы и СПК для выделение земли, аренды зданий, передачи долговых проектов.

Кредитование проектов без микширования (100% за счет средств государственного бюджета) под 3% через Фонд развития промышленности предусмотрено для крупных предприятий сроком до 20 лет со 100% бюджетным кредитованием. Кредитование под 7% за счет микширования (70% средства госбюджета и 30% средства, привлекаемые с рынка) будет предоставляться для предприятий, направленных на импортозамещение и/или экспорт сроком до 20 лет.

Предполагается, что кредитовать МСБ через Фонд развития промышленности и МИО будут под 3% на сумму не более 2 млрд тенге и сроком до 7 лет. Выделение финансирования предусматривается на паритетной основе, 50% из республиканского бюджета и 50% из местного.

Для стимулирования увеличения сумм частных вложений планируется внедрить механизм ускоренной двойной амортизации инвестиций. «Применяемый в настоящее время порядок вычетов по фиксированным активам используется только для расчета остаточной стоимости основного капитала. При использовании принципа остаточной стоимости фактические нормы амортизации даже при установленных в Налоговом кодексе годовых нормах 20–25%, с учетом средней инфляции в Казахстане (7-9%) не превышают уже во второй год 12–15% и через 2–3 года приближаются к нулевым, что соответственно не мотивирует прямые инвестиции в реальный сектор. В этой связи будут внесены изменения в Налоговый кодекс по применению двойного коэффициента для основных средств», - указывается в документе.

Также предполагается предоставлять фискальные преференции при запуске нового предприятия за счет налоговых каникул до 3 лет на налог на прибыль и имущество. Поясняется, что это позволит избежать возникновения риска убыточности в первые годы и дополнительно увеличить объем реинвестиций.

Для стимулирования внутристрановой ценности установят и обязательства в контрактах на недропользование по созданию пояса МСБ вокруг собственных производств. Определять направления работы спутниковых предприятий будут инициаторы крупных проектов, а курировать – МИО. «Схожий механизм создания отдельных малых и средних предприятий планируется использовать и для крупных недропользователей с учетом потребности предприятия и перечнем импортируемых товарных номенклатур. Помимо этого, будут созданы собственные программы развития внутристрановой ценности у недропользователей и крупных предприятий на срок не менее 5 лет с обязательным условием заключения долгосрочных договоров и оффтейк-контрактов с отечественными компаниями», - указывается в программе.

Дополнительно будут проведены «точечные» мероприятия: поиск инвесторов, пересмотр условий международных обязательств и контрактных соглашений Казахстана.

С подробным планом «Программы развития внутристрановой ценности и экспортно ориентированных производств» можно ознакомиться по ссылке.

Документ разработан в соответствии с пунктом 33 плана по реализации поручений президента, данных на заседании мажилиса 11 января 2022 года.

Программу будут реализовывать по четырем направлениям: расширение производства конкурентоспособной несырьевой промышленной продукции (проекты); снятие барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок продукции; развитие компетенций кадров и НИОКР; развитие инфраструктуры для проектов.

Напомним, министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев на заседании правительства 26 апреля сообщал, что работа по подготовке проекта программы импортозамещения ведется по четкому графику. «В марте проанализировали мировой опыт и провели комплексный анализ всей обрабатывающей промышленности, в апреле сформировали пул проектов и выработали алгоритм действий, в мае планируем завершить процедуру согласования документа с заинтересованными госорганами и организациями, в июне проект будет утвержден. До сентября местными исполнительными органами будут приняты региональные программы», - сообщал он.

Перечень включает порядка 700 проектов, из которых 286 — ключевые импортозамещающие. В разрезе отраслей на обрабатывающую промышленность приходится 633 проекта с объемом инвестиций в 20,5 трлн тенге и созданием 108 тыс. рабочих мест. В этом году будет введено 165 проектов, остальные 498 — будут реализованы с 2023 по 2026 год. Ключевые проекты этого года: строительство завода по производству пропилена в Атырауской области, завод по производству автомобильных шин в Карагандинской области, золотоизвлекательная фабрика в Акмолинской области и нефтеперерабатывающий завод в Туркестанской области. Всего по итогам реализации проектов будет замещено продукции на 9,1 млрд долларов, рост несырьевого экспорта составит 17,2 млрд долларов. Ожидается выход на 2-е место в мировом экспорте ферросплавов, сокращение импорта стали на 75%, повышение переработки хлопка до 100%, а также импортозамещение напольных покрытий и геосинтетики на 25%.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.