USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
89969.70$
-544.000

Какие функции HR делегирует искусственному интеллекту?

EY провела исследование среди казахстанских компаний

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: e-xecutive.ru

Фото: e-xecutive.ru

HR-автоматизация началась еще с 1990-х годов, однако активно развиваться стала относительно недавно. Ограничения, введенные в связи с пандемией, повлияли на всех представителей бизнеса в стране. Для каких-то компаний они стали решающим фактором закрытия, для других – поводом для внедрения автоматизации в рабочие процессы.

Большая доля процессов в HR – это повторяющиеся, стандартные операции, напрямую не влияющие на конечный продукт или сервис. Но несмотря на кажущуюся простоту, эти процессы занимают значительное время. Так почему бы не дать HR-специалистам возможность раскрыть свой потенциал и вовлечься в стратегические вопросы, в которых их образование и опыт работы будут наиболее полезными?

EY провела исследование среди казахстанских компаний с целью определить нынешний  уровня HR-автоматизации, процессов, которые уже были автоматизированы, а также долгосрочных целей, поставленных в автоматизации HR-функций. В опросе приняла участие 71 компания, оперирующая в различных индустриях, включая фармацевтический,  банковский, нефтегазовый и добывающий секторы, сферу реализации потребительских товаров, логистику и др.

В результате исследования выявлено, что процесс автоматизации HR начался больше пяти лет назад только у 13% компаний-респондентов, тогда как 16% респондентов внедрили автоматизацию в функционирование HR-отделов в течение последних трех месяцев в качестве реакции на COVID-19 и удаленную работу. У 35% компаний внедрение автоматизации в HR-функцию началось  1-2  года назад и у 39% компаний – от 2 до 5 лет назад.

87% компаний согласились с утверждением, что автоматизация является важным инструментом сокращения времени, затрачиваемого на HR-процессы, снижения затрат на эти процессы и т.д. По результатам опроса было отмечено, что автоматизация HR-процессов наиболее актуальна для крупных компаний (более 1000 сотрудников), а также для организаций малого бизнеса с численностью сотрудников до 50 человек. Однако чаще всего небольшие компании не всегда могут в полной мере почувствовать положительный эффект от автоматизации, так как стоимость внедрения таких решений чаще всего окупается за счет больших объемов операций. Поэтому в таких организациях реже существуют бизнес-кейсы для внедрения автоматизации.

В более крупных компаниях автоматизированные процессы представлены в большем ассортименте – большое количество сотрудников предполагает большие объемы работ по расчету заработной платы, планированию фонда оплаты труда, рассылки расчетных листков и т.д. Автоматизация в данном случае снижает риск ошибки, а также время на обработку этих процессов. В маленьких компаниях автоматизированные процессы выгодны тем, что экономят время HR-специалиста, который чаще всего занимается полным спектром HR-функций в организации.

По результатам исследования кадровое делопроизводство и оплата труда являются наиболее автоматизированными HR-процессами среди компаний-респондентов. Также было отмечено, что компании, принявшие участие в опросе, используют от одной до 15 информационных систем по управлению персоналом, более половины респондентов ведут несколько информационных систем.

В стратегические планы компаний по автоматизации HR-процессов в ближайший год входит автоматизация кадрового делопроизводства (45%), оценки персонала (20%) и обучения (15%). Дополнительно было выявлено, что около 30% компаний, планирующих автоматизировать более 40% HR-процессов в ближайшие несколько лет, являются крупными компаниями с количеством сотрудников более 2000 человек. Однако такие же планы имеют и около 30% компаний с менее чем 50 сотрудниками. Этот показатель свидетельствует о том, что респонденты, вне зависимости от размера компании, понимают необходимость автоматизации HR-функции в ближайшем будущем.

В рамках исследования был детально проанализирован уровень автоматизации по пяти процессам в HR-функции компаний. Так, например, наиболее автоматизированными процессами по поиску и подбору персонала являются размещение вакансий (69%), заявки на поиск персонала (66%) и оповещение кандидатов (50%), и наименее автоматизированным процессом – адаптация персонала (6%). Наиболее распространенными автоматизированными HR-услугами в кадровом делопроизводстве являются заявки на отпуска (58%), заявки на перевод сотрудников внутри компаний (50%), а также увольнение (50%). Наименее автоматизированным процессом в компаниях является учет рабочего времени (3%).

Внутренняя HR-услуга по обучению и развитию, наиболее автоматизированная в компаниях-участницах опроса, включает в себя наличие онлайн-платформы для обучения сотрудников. Было выявлено, что в 90% компаний существует онлайн-платформа для обучения сотрудников, и только в 35% компаний заявки на обучение подаются с использованием автоматизированных решений. Самым широко автоматизированным HR-процессом в оценке персонала является периодическая оценка (72%). Наиболее часто этот процесс автоматизируют средние компании с численностью персонала от 100 до 200 сотрудников.

Респонденты оценивают эффективность внедренной автоматизации HR-процессов по количеству сокращенных часов ручной работы (82%), скорости HR-процессов (78%), количеству ошибок в HR-процессах (60%) и уровню удовлетворенности сотрудников качеством работы HR (42%). Однако несмотря на многочисленные преимущества автоматизации, организации в основном сталкиваются с такими препятствиями, как ограниченный бюджет (64%) и наличие других приоритетов (52%).

Дополнительно в рамках исследования была проанализирована распространенность чат-ботов, приложений, использующих предопределенные правила, и искусственный интеллект для обработки запросов пользователей и предоставления им ответов. В связи с повышением популярности мессенджеров, таких как, например, Телеграм, многие внедряют чат-боты именно в мессенджерах. Возможными применениями чат-ботов в HR-практике являются опросы среди сотрудников, exit-интервью при увольнении, приглашения на собеседование.

Однако по результатам опроса было выявлено, что только 22% компаний используют чат-боты или другие автоматизированные решения для ответов на вопросы сотрудников. Чаще всего чат-боты респонденты внедряют на базе Bitrix24, Telegram, Microsoft Teams, в основном они используются для предоставления информации по остаткам по отпускам, а также проверки статуса заявок на HR-сервисы.

В заключение стоит отметить, что постепенно казахстанские компании подстраиваются под современные реалии, в которых большие объемы информации диктуют необходимость в автоматизированных решениях и более взвешенный подход к использованию человеческих ресурсов. Результаты опроса показывают, что организации уже приступили к использованию технологий в ведении бизнеса, однако темпы развития зависят от приоритетов и целей самих компаний.

Николай Хан, старший менеджер практики консультационных услуг по управлению персоналом EY

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.