USD
523.86₸
-0.160
EUR
544.34₸
-0.850
RUB
5.11₸
+0.020
BRENT
72.98$
BTC
97272.70$
-173.000

Дело со скрепки

История владельца интернет-бизнеса, который рискнул 10 лет назад и не проиграл даже коронавирусу

41312
Фото: Руслан Пряников

Десять лет назад Кайрат Десупов с другом заметили, что компании заказывают товары для своих офисов по каталогам, которые на самом деле устаревали практически сразу после публикации. Ведь цены на то, что было в них, регулярно менялись, поскольку продукция была импортная и ассортимент у товаропроизводителей постоянно менялся.

«Сегодня компания выпускает одни ручки и блокноты, а завтра – другие. Это в фармацевтике один препарат производят на протяжении десятков лет, с канцтоварами совсем другая ситуация. Поняв это, мы решили зайти в бизнес по продаже товаров для офиса и сразу же определились, что откроем интернет-магазин», - рассказал наш собеседник.

В 2011 году Кайрат Десупов зарегистрировал ТОО Office-Expert.kz, затем организовал колл-центр для приема и обработки заказов, подготовил небольшой склад для хранения товаров, а в январе 2012 года у интернет-магазина были первые продажи.

«С самого начала наша стратегия развития подразумевала только онлайн-торговлю, то есть никаких офлайн-точек. Уже тогда мы понимали, что за интернет-продажами будущее, пусть даже потребительского спроса в этом сегменте ретейла не было. А еще знали, что придется пройти достаточно большой путь, для того чтобы люди поверили в такой формат, поняли, насколько он удобен», - сказал наш собеседник. 

Дело со скрепки  504896 - Kapital.kz

На то, чтобы наработать клиентскую базу, понадобилось 3 года. Пробовали все, начиная с контекстной рекламы в Google и Яндекс, заканчивая походами к потенциальным клиентам.

«Поскольку тогда большого трафика у нас не было – люди просто не искали нас в интернете, им было проще зайти в обычный магазин или поискать в толстых бумажных каталогах - мы поняли, что надо идти ногами в бизнес-центры и искать покупателя», - вспомнил, как все происходило, наш собеседник.

«Тогда у нас ничего не было, кроме планшета, и мы на нем показывали наш сайт, рассказывали, кто мы такие, а когда говорили, что мы сервисная компания, то слышали в ответ: «Полы моете, что ли?» В начале 2010-х годов сервис ассоциировался с чем-то, что делается руками. Но потом пришло наше время - с 2012 по 2020 год мы активно росли, в среднем на 40% в год», - добавил Кайрат Десупов.

В 2020 году денежный оборот магазина составил 2 млрд тенге. На сегодняшний день в компании работает в общей сложности 60 человек, помимо Алматы, филиал и склад есть в Нур-Султане. В ассортименте Office-Expert.kz 9 товарных категорий и 12 тысяч SKU – все, что нужно для офиса, начиная с техники и заканчивая перекусами. Партнерами магазина являются как производители, так и дистрибьюторы.

«Наши поставщики канцелярских товаров – зарубежные компании, потому что в Казахстане их не производят. Отечественные производители поставляют нам бумажно-беловые изделия, напитки и все, что связано с офисной кухней. Если говорить в соотношении, то 60% - импортные товары, а 40% - местные», - сказал Кайрат Десупов.

Дело со скрепки  504902 - Kapital.kz

Работу интернет-магазина и склада он наладил в круглосуточном формате, а доставку подстроил под работу компаний-клиентов, то есть он действует с 9 до 18 часов.

«В сегменте B2C наплыв заказов обычно бывает вечером - человек пришел вечером домой, поел, отдохнул и начинает заказывать в интернете косметику, одежду, что-то еще. У нас B2В и прайм-тайм приходятся на первую половину дня, то есть с 10 до 13 часов», - пояснил наш собеседник.

Дело со скрепки  504905 - Kapital.kz

Кстати, на первый взгляд может казаться, что канцелярские товары занимают большую долю продаж офисной продукции, это базовая товарная категория, но не самая большая.

«У нас канцелярка составляет 24% реализации, дело в том, что в офисах все меньше пишут – цифровизация. Но зато нужны флешки, мышки. Программисты любят поесть на работе, потому что кто-то начинает работать рано, кто-то допоздна сидит в офисе. То есть спрос меняется, поэтому мы регулярно добавляем новые товары в нашу линейку. Бумажно-беловая продукция у нас занимает около 40% продаж, мы реализуем ее вагонами, но в розницу», - рассказал Кайрат Десупов.

Компаниям, особенно в сфере торговли, нужен постоянный доступ к финансовым ресурсам.

«Например, понравилась мне новая продукция поставщика, а он за нее требует предоплату. Мы не работаем по принципу «под заказ», бывают интернет-магазины, у которых нет своих стоков, они размещают информационный блок на сайте, люди платят за понравившиеся товары, а они потом выкупают их у дистрибьютора. Именно этим и объясняются сроки доставки от 3 дней и выше», - рассказал он.

Дело со скрепки  504910 - Kapital.kz

Как раз потому, что Office-Expert.kz закупает товары для собственного склада, что позволяет в течение нескольких часов сделать доставку клиенту, компании всегда нужны оборотные средства.  

«Мы начали работать с Jýsan Bank 1,5 года назад, хотя на тот момент сотрудничали с другим банком. В Jýsan Bank очень хороший директор алматинского филиала, он сам пришел к нам в офис, рассказал о продуктах и привлек овердрафтом. Как раз в то время нам нужно было дешевое кредитование, и банк предоставил его по очень хорошим условиям. За что большая благодарность Jýsan Bank», - сказал Кайрат Десупов.

С тех пор компания пользуется всеми продуктами банка: зарплатным проектом, системой безналичных платежей, операциями с валютой. 

У Jýsan Bank отличная команда, с ней он многого добьется, уверен бизнесмен.

«Это настоящие профессионалы своего дела. Они не только стараются вникнуть в суть бизнеса своих заемщиков, но и максимально помочь всем, чем могут. Кроме того, у ребят есть стремление развивать свои компетенции в развитии банковского бизнеса», - добавил он. 

В начале пандемии продажи Office-Expert.kz упали, в марте еще удалось выполнить плановые показатели, потому что режим ЧП ввели с 16-го числа, а в апреле они просели на 75%.

«Но мы не закрывались на время карантина, получили все разрешения и допуск к работе, перевели всех сотрудников на удаленку. Экспедиторы и склад даже в карантин работали, а уже в мае после отмены ЧП все вышли в офис. В июле тоже было сложно, потому что заболеваемость достигла пика, не хватало лекарств, людям было не до покупок. Но я считаю, что мы достойно это пережили. Неразрешимых сложностей не было, а теперь готовы к любой ситуации», - добавил Кайрат Десупов.

Говоря об уроках, который он как бизнесмен извлек из последних 6 месяцев, наш собеседник заметил, что никогда не верил в то, что в Казахстане когда-то будет режим ограничений, запретят авиаперелеты и передвижения поездов.

«Теперь я понимаю, что ничего нельзя отрицать. Всегда нужно быть готовым к любой ситуации, и, если кто-то говорит, что есть риски и даже если существует минимальная вероятность того, что они реализуются, я к этим рискам подготовлюсь, чтобы пережить их с минимальными потерями», - признался бизнесмен.

То же самое он советует делать и другим предпринимателям, а также проанализировать бизнес компании, чтобы понять, в чем ее слабые и сильные стороны.

Дело со скрепки  504921 - Kapital.kz

«Кстати, мы хорошо сориентировались и добавили в нашу линейку средства для санитарной защиты, и продажи полетели. Это как раз и позволило нам критически не упасть по время карантина», - сделал оговорку Кайрат Десупов.

Обеспечить такой рост бизнеса, как у Office-Expert.kz до пандемии, можно, только регулярно инвестируя в него, ведь, помимо оборотных средств, есть затраты на оборудование и сервера, склады и технику для них. Для этого тоже нужны инвестиции, и без участия банка не удастся обойтись. Тем более что сейчас компания находится на стадии трансформации в маркетплейс, то есть уже не будет выкупать товары у производителей и дистрибьюторов, они сами будут управлять своими продажами, ценообразованием, остатками на площадке Office-Expert.kz.

«Хочу сказать еще кое о чем. Только кажется, что интернет-магазин - это простой бизнес, на самом деле он требует больших интеллектуальных и финансовых инвестиций», - резюмировал Кайрат Десупов.

Получите консультацию
Оставьте свои контактные данные и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для предоставления консультации по любому интересующему вас вопросу

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.