Почему производителям ягоды невыгодно работать с ретейлерами

Владелец клубничной теплицы Азамат Жексембиев рассказал о проблемах фермеров

Share
Share
Share
Tweet
Share
Почему производителям ягоды невыгодно работать с ретейлерами - Kapital.kz

В Казахстане не развит клубничный бизнес. В основном на рынке представлена импортная ягода. По словам основателя ТОО «Эко Ферма 2015» Азамата Жексембиева, экспорт этой культуры практически нулевой. «К нам в страну зимой эта ягода преимущественно привозится из Турции. Летом и осенью на местном рынке в основном продается кыргызская клубника, но она плохого качества. Летом она недорогая, около 1 тыс. тенге за килограмм. В итоге казахстанским производителям качественной клубники сложно конкурировать с кыргызскими», – отмечает он. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» Азамат Жексембиев рассказал о проблемах фермеров и почему им невыгодно работать с супермаркетами.

- Азамат, как быстро можно вернуть инвестиции в клубничный бизнес?

- Как правило, инвестиции в тепличный бизнес окупаются в среднем за 6-8 лет. У клубничных теплиц такая же окупаемость, но только если фермер будет иметь профессиональную команду агрономов, технических специалистов, консультантов. Окупаемость зависит от многих факторов.

- Если все так долго окупается, почему вы решили этим заняться?

- Анализировать аграрный сектор мы начали еще в 2015 году. И пришло понимание, что производителей томатов и огурцов очень много и скоро им будет тесно. Это мы сейчас и наблюдаем.  А вот рынок клубники активно развивался, поэтому мы решили попробовать себя в нем. Два года ушло на изучение технологий по выращиванию, встречались с основателями клубничных теплиц, аграриями из Великобритании, Нидерландов, Португалии, Германии, Южной Кореи.

Наша теплица находится в Актобе. Летом температура в городе доходит до 40 градусов, зимой опускается до минус 40, то есть выращивать клубнику на открытом грунте рискованно, поэтому мы решили строить теплицу.

Изначально делали ставку на выращивание ягоды в межсезонье, чтобы продавать их весной и осенью. Летом тепличным хозяйствам невыгодно собирать урожай клубники – это нерентабельно. Ведь именно в этот период на рынке появляется ягода, выращенная на открытом грунте. Она намного дешевле, чем тепличная.

Клубничная теплица<br> - Kapital.kz

Клубничная теплица

- Сколько времени потребовалось для строительства теплицы?

- Около 2 лет, а запустили ее летом 2019 года. В проект было инвестировано около 1,5 млн евро, включая вложения в инфраструктуру. Порядка 1 млн евро привлекли от Аграрной кредитной корпорации. Тепличную конструкцию покупали в Польше, систему выращивания ягоды NGS в Испании, систему контроля климата – в Европе.

Испанская технология удобна тем, что с помощью спусковых механизмов можно поднимать или опускать стеллажи. Так каждая культура может получать солнечные лучи равномерно. Эта технология по сравнению с классической позволяет высаживать в два раза больше саженцев.

Ягоду выращиваем на кокосовом субстрате, гидропонике. В 2020 году собрали урожай два раза: весной и осенью. Но такой подход не оправдал себя, так как оказался очень дорогим. В 2021 году планируем высаживать ремонтантные сорта, чтобы получать урожай с апреля по декабрь. Это позволит нам снизить себестоимость ягоды.

- Какова площадь теплицы?

- Порядка 1,1 гектара.

- Сколько сортов клубники вы выращиваете?

- Пока один – sonsation. Это новый сорт, выведенный в Нидерландах. Сейчас тестируем в теплице еще 8 сортов.  

- Многие фермеры говорят, что у нас дефицит специалистов в аграрном секторе. Столкнулись ли вы с этой проблемой?   

- Конечно. В Казахстане, как и в России. нет специалистов по выращиванию клубники в закрытом грунте. Они есть в Польше, Нидерландах, Италии, Испании, но к нам в страну никто не готов приезжать и заниматься консалтингом, поэтому пришлось искать специалистов в Европе. Покупая у польской компании теплицу, мы договорились с ней, что она обеспечит нам агрономическое сопровождение. В итоге нам предоставили такое сопровождение на год.

Еще одна проблема – ни у нас в стране, ни в России нет качественных саженцев клубники. Это связано с тем, что в Казахстане нет сертифицированных питомников. Ведь Казахстан не является членом Международного союза по охране новых сортов растений. Нам приходится покупать рассаду за пределами страны. Мы вынуждены завозить саженцы из Польши, Италии, Нидерландов. Ежегодно тратим на их покупку от 100 до 200 тыс. евро.

Размножать нидерландские саженцы для продажи не можем. В этом случае нарушим авторские права селекционера, который вывел сорт клубники. В ЕС защита авторских прав находится на высоком уровне. Если кто-то из производителей ягоды начнет размножать и продавать европейские саженцы и его поймают «за руку», то он не сможет получать саженцы из ЕС.

- Как же тогда вам удалось купить саженцы в Европе, наверное, это было трудно.

- Когда мы в первый раз в 2016 году посетили питомники Нидерландов, нам отказались продавать саженцы. Селекционеры боялись, что мы станем размножать и продавать их. Но потом европейские поставщики присмотрелись к нам на выставках, семинарах, встречах, посвященных выращиванию клубники, и согласились продавать нам саженцы. Сейчас импортируем их напрямую из Европы. Рассада транспортируется в Казахстан рефрижераторами. Стоимость доставки одной машины саженцев обходится в 8 тыс. евро. А таких поставок в год несколько.

- Какой у вас годовой оборот?

- Мы только начали работать. Годовой оборот не превышает 150 млн тенге.

- Какой урожай вы собираете?  

- Ежегодно до 100 тонн клубники. В более южных регионах можно собирать и больше. Испанская технология выращивания клубники позволяет нам высаживать до 300 тыс. саженцев на гектар. Мы, конечно, высаживаем гораздо меньше. Для сравнения: на открытом грунте можно посадить лишь 40-45 тыс. саженцев и получать урожай клубники до 15 тонн в год. Для того чтобы окупить наши вложения в технологию, потребуется время. Мы много средств вложили в исследовательскую работу, трансферт инновационных технологий. К тому же цена на клубнику на рынке Казахстана намного ниже, чем в той же Европе.

- Насколько ниже?

- Осенью мы реализовывали клубнику в среднем по 2 тыс. тенге, летом по 1,2 тыс. тенге. Россия готова покупать ягоду по этой цене. Мы уже начали поставки нашей продукции в Москву, Оренбург и Казань. Сейчас стоимость клубники в супермаркетах Москвы доходит до 1 тыс. рублей за кг (около 5700 тенге). В Казахстане осенью стоимость нашей клубники на рынках может приближаться к 3,5-4 тыс. тенге. Хотя мы рекомендуем нашим оптовым покупателям, чтобы уровень наценки на ягоду не превышал 30%.

- Получается, что вы не реализуете ягоды в супермаркеты?

- Сотрудничаем с оптовыми покупателями, а они продают клубнику на рынки. Мы убедились, что региональные супермаркеты Казахстана не умеют работать с ягодой. Клубника – это скоропортящийся продукт, а во многих гипермаркетах регионов не налажена холодовая цепочка. То есть, если оптовик привозит ретейлеру ягоду, то она не попадает сразу же в холодильник, а какое-то время может простоять без охлаждения. За счет этого снижаются сроки хранения.

К тому же супермаркеты принимают у нас на реализацию небольшой объем ягод, не более 50 кг, так как ее негде хранить. Если производители рганизуют их поставки в таких небольших объемах, они будут нести огромные расходы. Для сравнения: мы можем собирать до 1 тонны клубники в день.   

В сетях высокие требования к качеству ягод, иногда они слишком жесткие. Например, чтобы клубника была примерно одного размера. Но попробуйте найти фермера, который будет откалибровывать ягоды по размеру – это очень трудозатратный процесс.

В российских розничных сетях работа с поставщиками ягод более четко налажена. В России есть распределительные центры (РЦ), куда производитель может реализовать свою продукцию. Из РЦ продукция уже поставляется до торговых точек. Не все сети в России, в отличие от казахстанских, возвращают испорченный товар обратно. Они понимают, что клубника – это товар ultra fresh, он не может долго храниться.

- Как изменился спрос на вашу продукцию в период пандемии?

- После введения карантина спрос на клубнику упал до нуля. Ведь какой-то период времени не работали рынки, покупательская способность населения снизилась. Тем более ягоды – это не продукт первой необходимости. И соответственно, мы недополучили часть прибыли. Нам пришлось снизить цену на нашу ягоду ниже себестоимости и продавать ее по 800 тенге.  

Из-за пандемии в два раза выросли сроки доставки саженцев из Европы в Казахстан. Эта ситуация сказалась на качестве посадочного материала и сроках посадки. Сейчас же спрос на ягоду уже восстановился и даже вырос. Это связано также с тем, что осенью обычно наблюдается дефицит ягод на рынке.    

- Из каких стран к нам импортируется клубника?

- Греция, Египет и Турция являются мировыми поставщиками ягод осенью и зимой. В Казахстан зимой клубника преимущественно импортируется из Турции.

Летом и осенью на местном рынке в основном продается кыргызская клубника. Но она плохого качества – моментально портится, не имеет товарного вида. Летом она стоит недорого, около 1 тыс. тенге. В итоге казахстанским производителям качественной клубники сложно конкурировать с кыргызскими. Однако потребитель тоже начинает понимать, что качественная клубника это более дорогой продукт. И это радует.

Экспорт клубники из Казахстана практически нулевой. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, не все производители клубники производят качественную ягоду. Во-вторых, у нас очень мало хозяйств, которые занимаются этим бизнесом.  

- Ранее вы упомянули, что вы наладили экспорт  ягод в Россию. Сложно было выйти на этот рынок?

- У нас не возникло никаких сложностей, достаточно сделать санитарные сертификаты на ягоду. Армения сейчас лидер среди стран СНГ по объему поставок клубники в Россию. Эта ягода выращивается там практически круглый год, потому что в Армении идеальные климатические условия. И немаловажно, что в Армении фермеры могут взять кредит до $5 млн под 2% годовых. Фермеры могут получить трехгодовые кредитные каникулы. К тому же государство возмещает армянским фермерам до 30% их инвестиционных затрат.

Такую же программу можно было запустить и в Казахстане, она бы дала толчок развитию клубничной отрасли. Мы обращались в Министерство сельского хозяйства РК с просьбой, чтобы нам компенсировали часть затрат на трансфер инновационных технологий или выделили гранты. Позиция министерства такая, что выращивание ягод – неприоритетное направление. То есть мы не можем надеяться на компенсацию части затрат. Для нас сейчас это очень важно, так как у нас очень высокая кредитная нагрузка.

Мы делаем все, чтобы поднять ягодный кластер в нашей стране на новый уровень. Ко мне за консультациями по выращиванию клубники обращаются очень много предпринимателей. Стараюсь всех проконсультировать. Интерес к этой отрасли огромный.

***

Кто основной поставщик клубники в Казахстан

В январе-августе 2020 года импорт клубники из стран Евразийского союза в Казахстан составил $37 тыс., хотя за тот же период прошлого года показатель был на уровне $59,9 тыс. Таковы данные Бюро национальной статистики.

В январе-августе этого года клубнику в нашу страну привозили в основном из Кыргызстана – 67,3 тонны на $24,3  тыс. За тот же период 2019 года главным поставщиком клубники среди стран ЕАЭС также был Кыргызстан. Из этой страны за 8 месяцев прошлого года было ввезено в Казахстан 105,4 тонны ягоды на сумму $53,3 тыс.

Среди стран ЕАЭС Казахстан экспортировал клубнику только в Россию. За год поставки ягоды в эту страну просели почти в четыре раза. В январе-августе 2019 года из нашей страны в Россию было вывезено 21,1 тонны клубники, за тот же период 2020 года – лишь 5,6 тонн.

Почему производителям ягоды невыгодно работать с ретейлерами  496516 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: