Аромат меняет не только мнение окружающих о нас, но и наше самоощущение. Духи – невидимый аксессуар, который влияет на наши эмоции намного больше, чем украшения, туфли или сумочки, считает креативный директор Aura of Kazakhstan Юлия Лукьяненко.
По ее словам, Aura of Kazakhstan – первый казахстанский бренд нишевой парфюмерии. Он появился на рынке в августе этого года. «Ароматы Aura посвящены уникальному культурному наследию нашей страны, богатству и разнообразию нашей природы», – сказала она во время беседы с корреспондентом «Капитал.kz».
Насколько это сложно? Во сколько обойдется создание парфюмерной коллекции? Об этих и других нюансах бизнеса рассказали владелица парфюмерного дома Aura of Kazakhstan Ольга Бернер и креативный директор Юлия Лукьяненко.
- Ольга, Юлия, парфюмерный рынок в Казахстане высококонкурентный, к нам импортируется большой объем продукции именитых мировых производителей. Как в таких условиях вы намерены успешно развиваться?
Юлия Лукьяненко: В парфюмерии есть своя градация продукции: экстракты, где содержание парфюмерной композиции составляет 15-30%, после них идет eau de Parfum – это самая широкая категория, которая сейчас популярна, содержание парфюмерной композиции составляет10-15%, затем туалетная вода (от 5 до 10%), завершают эту линейку одеколоны (3-5%).
Чем выше процент содержания парфюмерной композиции, тем более богатым, глубоким и стойким будет сам аромат.
Для себя мы решили, что процент парфюмерной композиции в наших ароматах будет 15-18%. Это сделает их по-настоящему роскошными, яркими, заметными, шлейфовыми. У туалетной воды и одеколонов нет этих качеств.
Мы просили парфюмеров, разрабатывавших для нас композиции, использовать любые ингредиенты, даже самые уникальные и дорогие – единственным условием было точное попадание в бриф (техническое задание для парфюмера). Таким образом мы смогли добиться богатого звучания наших духов и максимального соответствия нашей уникальности.
У современной парфюмерии эпохи быстрого потребления есть задача – духи должны продать себя в магазине за 20-30 секунд, именно столько обычно тратит покупатель на оценку одного аромата. И если за этот короткий отрезок времени запах не зацепил, клиент уйдет к стенду другого бренда.
Нишевые бренды преследуют иные цели. Мы не гонимся за быстрыми продажами, нам важнее выстроить с покупателями длительные доверительные отношения, подобрать ароматы под их настроение, создать «парфюмерный гардероб», чтобы они с радостью и гордостью носили не просто духи, а «ароматы родной земли».
- То есть вы не хотите быстро расширять свою линейку по примеру парфюмерных концернов?
Ольга Бернер: Так быстро, нет. В каком-то смысле нам хотелось бы вернуться к истокам парфюмерной отрасли, когда новинку от парфюмерного дома ждали с нетерпением и любопытством, следили за новостями о предстоящих презентациях новых ароматов. Когда сам визит в парфюмерный бутик был чем-то особенным. Производители сейчас испортили людей своим маркетинговым подходом, приходя в большие магазины, люди видят огромный выбор продукции разных брендов, консультанты не могут хорошо рассказать о преимуществах каждого отдельного аромата, да и люди не готовы и не хотят тратить время на шопинг. Они быстро выбирают понравившуюся новинку и идут к кассе.
Мы же хотим вернуть парфюмерии статус высокого искусства, когда духи не просто часть образа, но изысканный невидимый аксессуар, который может сделать ваш день счастливее. А также хотим изменить концепцию парфюмерного шопинга, когда покупка делается не просто с комфортом, но можно получить и дополнительные бонусы в виде презентаций, индивидуальных консультаций и т.д.
- Вы упомянули парфюмеров, которые создали для вас коллекцию. Кто они?
Юлия Лукьяненко: Изначально мы объявляли большой тендер, в котором приняли участие крупные европейские парфюмерные концерны, а также ряд независимых парфюмеров. В конкурсе участвовали 30 профессионалов, из которых в итоге лишь 5 стали победителями тендера, их работы наиболее точно попали в наши брифы. Мы не ставили перед ними задачу создать аромат, похожий на какой-то другой, массовый и популярный, не хотели получить максимально коммерческий запах и не загоняли в рамки определенного бюджета, как сейчас делают компании, ориентированные на быстрые продажи. В нынешний век быстрого потребления бренды выпускают новинки со скоростью 10 ароматов в год. Для нас было важнее создать коллекцию уникальных ароматов о Казахстане, чтобы у каждого казахстанца была возможность выбрать для себя что-то родное, а зарубежным покупателям продемонстрировать красоту и уникальность нашей страны через ароматы.
Что касается вашего вопроса о парфюмерах, с нами работают Сара Маккартни (Великобритания), Себастьян Мартин и Ванесса Пруден (Франция), Лука Сьюзаки Анжела Чампанья (Испания).
- Все они побывали в Казахстане? Есть ощущение, что для создания духов о стране нужно ее «понюхать».
Юлия Лукьяненко: Трое из них в разное время были в нашей стране. Остальным вместе с брифами мы отправляли фото и видео о Казахстане, образцы наших степных, горных трав и цветов.
- Какие необычные, дорогие компоненты использовали парфюмеры в своей работе над коллекцией?
Юлия Лукьяненко: Мы не ограничивали парфюмеров в бюджете, поэтому получили такой результат. Им было позволено использовать любые ингредиенты – экстракты агаровой и эбеновой древесины, дорогие эссенции мирры и ладана с Аравийского полуострова, которые добывают вручную. Это самые дорогие парфюмерные компоненты в мире, которые не все производители могут себе позволить.
- Интересно. Сколько же тогда ваших денег они потратили на свои творческие эксперименты? И сколько средств вы вложили в проект?
Ольга Бернер: Победители тендера получают гонорар за разработку аромата, а завод – контракт на производство субстанции. Могу сказать, что на первом этапе инвестиции в разработку и выпуск составили порядка $700 тыс. В ближайший год в маркетинг и производство планируется инвестировать еще столько же.
- По парфюмерным меркам $700 тыс. много?
Ольга Бернер: Для эксклюзивной нишевой парфюмерии на первом этапе это достаточно. Конечно, есть огромные парфюмерные заводы с большими автоматизированными линиями, огромным штатом сотрудников. У нас производство небольшое, полуавтоматическое, потому что только так мы можем гарантировать высокое качество нашей продукции.
- Кстати, про продажи. Вы сказали, что ваши ароматы стойкие, значит, духами будут пользоваться долго. Кажется, что для вас это невыгодно.
Ольга Бернер: Поэтому и стоимость наших духов выше, чем стоимость духов в сегменте «люкс».
- Расскажите про срок окупаемости проекта.
Ольга Бернер: По нашим подсчетам, он составляет 2-3 года.
- Это недолго.
Ольга Бернер: Это наш позитивный прогноз.
- Интересно, откуда вы везете концентрат для своего производства?
Ольга Бернер: Мы закупаем парфюмерные композиции в странах Евросоюза, там же флаконы, крышки, упаковку. Но производство духов организовано в Казахстане. У нас небольшой цех, в нем оборудована лаборатория, где тестируются формулы духов, исходные и конечные, с учетом специфики местного спирта. Здесь же происходит процесс приготовления ароматов. Есть специализированное помещение для вызревания парфюмерных композиций, фильтрации, мацерации. Там работают технологи и специально обученный персонал. Также есть цех по розливу, «закупорке» и дальнейшей упаковке. На каждом этапе наша продукция проходит тщательный контроль качества.
- Какая мощность у цеха?
Ольга Бернер: У нас не конвейер, не поточное производство, поэтому сложно сказать. К открытию мы произвели 5 тыс. флаконов, потенциал цеха составляет 2 тыс. флаконов в день при полуавтоматическом производстве. Но потребности в этом сейчас нет.
- Сколько времени проходит с момента начала производства духов до того, как их красиво упакуют?
Юлия Лукьяненко: В среднем от 5 до 10 месяцев за счет технологии производства. Все зависит от сложности парфюмерной композиции и входящих в ее состав ингредиентов. Некоторым композициям надо 2-3 месяца для вызревания. А бывает, что и 5-6 месяцев они доходят до нужной кондиции.
- С какой цифры начинаются затраты на новый аромат?
Ольга Бернер: Для того чтобы добавить в линейку нишевых ароматов еще один парфюм, придется потратить от $50 тыс. В зависимости от сложности композиции. Это при условии, что уже закуплены флаконы, крышки, комплектующие и упаковка.
- Вы уже определили для себя целевые зарубежные рынки?
Ольга Бернер: В первую очередь – рынок СНГ, так как нас объединяет историческое прошлое, и географически мы близки. В Европе и Америке сейчас мода на этнику и аутентичные товары. Думаю, им будет интересно.
Юлия Лукьяненко: Я также рассчитываю на Ближний Восток. Хоть у нас с ними разные широты и климат, но они все равно считают нас близкой по культуре страной, кроме того, покупатели там любят богатые композиции, роскошное оформление, дорогое стекло. Мы надеемся на то, что этот регион примет нас благосклонно.