USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.47$
+0.020
BTC
64305.80$
-300.100

Как чувствует себя микро-, малый и средний бизнес в Казахстане

Представлены результаты исследования, которое охватило 7 городов республики

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Владимир Третьяков

Фото: Владимир Третьяков

Более 80% представителей казахстанского микро-, малого и среднего бизнеса отметили негативное влияние пандемии на деятельность их компаний. Об этом говорится в исследовании, проведенном компанией FusionLab среди 350 представителей* микро-, малого и среднего бизнеса из 7 городов Казахстана - Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Караганды, Атырау, Актобе и Усть-Каменогорска. Результаты исследования представила Visa, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Микро-, малый и средний бизнес традиционно является основой любой успешной экономики, но именно этот сектор оказался под ударом из-за глобальной пандемии коронавируса. Согласно результатам исследования, 82% предпринимателей отметили негативное влияние COVID-19 на бизнес: у 69% предприятий сократилась доходность, а 23% отметили, что их бизнес полностью остановился», - указывают авторы исследования.

Пандемия также повлияла и на формат трудовых взаимоотношений с сотрудниками: свыше 50% предприятий были вынуждены отправить часть или всех сотрудников в неоплачиваемый отпуск либо прибегнуть к сокращению заработных плат. Большинство респондентов, которые ощутили негативное влияние коронавируса, столкнулись с сокращением объемов заказов/продаж из-за снижения уровня потребления и деловой активности своих клиентов, несвоевременностью или прекращением поставок, закрытием торговых точек и ограничениями передвижения сотрудников.

Такие изменения потребовали от казахстанского микро-, малого и среднего бизнеса стремительной адаптации к новым требованиям, чтобы не потерять клиентов и — вместе с ними — бизнес. Кому-то пришлось в ускоренном режиме решать вопрос перевода бизнеса в онлайн и оцифровки стандартных операций, а кому-то понадобилось расширить уже существующие диджитальные возможности и внедрить новые инструменты, отвечая на изменения потребительского поведения покупателей. Тех, кто остался исключительно в офлайн-среде, меньшинство - всего 37% опрошенных сообщили, что их бизнес по-прежнему не присутствует в интернете. Тогда как 63% казахстанских предпринимателей достаточно активно используют возможности онлайна и имеют свой сайт или аккаунт в социальных сетях или же рекламируют услуги и товары в сети.

Что касается каналов реализации товаров, то и здесь прослеживается активное развитие цифровых инструментов - на сегодняшний день 42% предприятий имеют как онлайн-, так и офлайн-точки продаж, а 18% продают продукцию только онлайн.

Стоит подчеркнуть и высокое проникновение решений для приема безналичных платежей - 67% предпринимателей предоставляют покупателям возможность осуществлять оплату в безналичной форме наравне с наличными, а 8% принимают платежи только в безналичном формате. При этом около трети респондентов, принимающих оплату только наличными, согласны, что их бизнес был бы менее рискованным, если бы они принимали цифровые платежи.

Говоря о будущем, большинство предпринимателей (65%) считают, что вести бизнес в Казахстане в следующие 12 месяцев станет труднее. И, несмотря на государственную поддержку, активную диджитализацию и стремительную адаптацию к новым условиям, казахстанскому микро-, малому и среднему бизнесу необходима дополнительная поддержка, в том числе через механизмы финансовой помощи (возможности получения кредитов с низкой ставкой), отсрочки обязательных платежей и информационной поддержки.

В исследовании были изучены такие аспекты, как уровень влияния пандемии на бизнес, планы по развитию на ближайший год и интерес предпринимателей к получению новых навыков.

*Исследование среди представителей бизнеса, проведенное компанией FusionLab по заказу Visa, июль-август 2020 года.

Как чувствует себя микро-, малый и средний бизнес в Казахстане 424408 - Kapital.kz
Как чувствует себя микро-, малый и средний бизнес в Казахстане 424409 - Kapital.kz
Как чувствует себя микро-, малый и средний бизнес в Казахстане 424410 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.