USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.44$
-0.010
BTC
63688.30$
-917.600

Виктор Елисеев: Бренд Казахстана дорожает. Теперь мы находимся между Перу и Венгрией

По данным Brand Finance, только за прошлый год он вырос в цене со $154 млрд до $167 млрд

Share
Share
Share
Tweet
Share
Виктор Елисеев: Бренд Казахстана дорожает. Теперь мы находимся между Перу и Венгрией- Kapital.kz

Последние несколько лет на казахстанском рынке ретейла наблюдаются противоположные по своему течению тренды. С одной стороны – ушли крупные бренды, планировавшие расширять свою сеть в регионах страны, с другой – пришли новые, которые уверенно заняли рынок mass-market. Как рассказал корреспонденту «Капитал.kz» CEO Select Communication Group Виктор Елисеев, это произошло потому, что на сегодня наблюдается падение покупательской способности и переключение потребителей с премиального сегмента на массовый. То есть денег у людей стало меньше, поэтому вопрос экономии и качества стал более чувствительным.

- Виктор, если в нескольких словах, какие еще тенденции сейчас особо выделяются на рынке?

- Например, существенный рост безналичных транзакций, который сегодня позволяет банкам осваивать рынок розничной торговли. Сказались на рынке и развитие технологий и недорогой интернет, которые ускорили рост электронной торговли. Если говорить о трендах подробнее, то глобально сегодня отмечают развитие искусственного интеллекта и биометрии. Видеоаналитика становится одним из инструментов измерения эффективности потребительских предпочтений. Технологическим решением пользуются международные бренды, инкрустируя в некоторые торговые плоскости камеры, которые детально отслеживают поведение человека в момент выбора товара.

- Тогда какие прогнозы на ближайшую перспективу? Куда двинется ретейл в своих направлениях?

- В целом ретейл в стране укрупняется, на рынке растет конкуренция, и, как следствие, слабые игроки уходят, а более сильные развиваются. Такая тенденция сохранится не только в этом году, но и в следующем. На сегодня очевидно, что рост если есть, то небольшой в сравнении с предыдущим годом. В 2018-м – более 6% роста. Однако, если сравнить с 2017-м, то рост составлял 15,3%. В целом концептуальная смена настроения потребителей и поколенческие вызовы на сегодня характеризуют ключевые тренды в изменении рынка потребления.

- Сформировано ли сегодня понимание «казахстанский бренд» и сколько он стоит? В каких пределах варьируется?

- Бренд Казахстана дорожает с каждым годом. По данным рейтингового агентства Brand Finance, только за прошлый год он вырос в цене со $154 млрд до $167 млрд. На сегодня в рейтинге страновых брендов РК находится на 53 месте, между Перу и Венгрией.

- В Казахстане стало тенденцией создание и продвижение собственных брендов. Это дань моде? Есть ли шанс у отечественных производителей выходить на рынки стран СНГ и быть продаваемыми со своим брендом?

- Да, наблюдается тенденция продвижения отечественных брендов, а их узнаваемость на внутренних рынках растет. Товары казахстанского производства постепенно заполняют полки магазинов. В некоторых супермаркетах появились отделы для отечественных продуктов питания. В fashion-категории стали заметны небольшие мануфактуры, которые производят одежду и аксессуары местного производства. Казахстанцы любят покупать хороший качественный товар, изготовленный на территории страны, и это становится трендом. Даже большие ретейлеры следуют моде – приобретают казахстанскую продукцию как часть своего имиджевого продвижения. И у всех, кто занимается производством казахстанской продукции, если она качественная, есть большие шансы масштабировать свой бизнес и выйти на новые рынки сбыта.

- Насколько они жизнеспособны? Какие задачи компании предстоит решить, прежде чем заявить об успешности бренда?

- В наши дни успешность бренда определяется лояльностью целевой аудитории. Важным моментом для предпринимателя является задача найти ее потребности. Вопрос, который необходимо регулярно задавать своим клиентам: «порекомендуете ли вы наш товар или услугу?» Также стоит обратить внимание на растущую роль блогеровв рекомендации товаров и услуг. По статистике, данный рынок показывает уверенный рост – более 30% ежегодно.Бренды обращаются к лидерам мнений длятого, чтобы они прорекламировали товар или услугу. Это хороший маркетинговый инструмент для отечественных производителей и предпринимателей.

- Какую долю из всех иностранных брендов на отечественном рынке занимают российские?

- Российские бренды активно заходят в Казахстан. Одной из первых появилась сеть «Детский мир», открыв гипермаркет в 2011 году. Сегодня в данной сети 29 магазинов. Позже на отечественный рынок зашли такие Lamoda – в 2012 году, в 2014-м – Wildberries, а в 2018-м – были открыты первые магазины Gloria Jeans. Отмечу, что сегмент одежды буквально оккупирован российскими брендами в E- commerce. К слову, с 2018 года Wildberries запустила в Казахстане продажу электроники. В настоящее время в казахстанском интернет-магазине компании представлено более 15 тыс. товаров. Но если смотреть на альтернативные одежде направления, например, сегмент «электроника», то первенство держат отечественные компании. И это радует. Стоит учесть, что с развитием технологий и масштабированием проектов в E- commerce в нашу страну могут заходить и большие игроки, которые способны демпинговать и вытеснять менее приспособленных участников рынка.

- Какой вы видите дальнейшую тенденцию экспансии иностранных брендов казахстанских прилавков?

- Я предполагаю, что крупные ретейл-сети будут поглощать маленьких игроков. Думаю, одним из следующих активных направлений для ретейлеров будет экспансия регионов, в которые они с каждым годом будут увеличивать свое присутствие в небольших городах. Пока сети активно развиваются в городах-миллионниках, при этом слабо присутствуют в региональных центрах, рынок будет развиваться и консолидироваться в сеть так называемых «магазинов у дома». Надо отметить, что специфика отечественного розничного опыта такова, что преимущество изначально принадлежало базарам, а не крупным операторам розничных сетей. Население, привыкшее торговать и совершать покупки на рынках, все еще предпочитает отовариваться там же. Для сравнения: в России организованный ретейл составляет около 30%, в Казахстане – более 12%. То есть мы в этом направлении развиваемся заметно медленнее.

- Насколько увеличилось или уменьшилось количество брендов за последние два года?

- Приход новых брендов стал более активным, чем в предыдущие годы. Так, в 2016 году рост числа новых брендов на розничном рынке Казахстана составлял около 9%, в 2017 – 14%, а в 2018-м – 20%.

- Но и уходят с отечественного рынка иностранные бренды. Это тоже достаточно заметно.

- Да, часть крупных международных брендов либо сократили свою деятельность в Казахстане, либо вовсе ушли. В первую очередь, в качестве примера можно отметить французский гипермаркет Carrefour, который запоздал с приходом в Казахстан, когда уже было сформировано позиционирование крупных местных игроков, и он просто не справился со своей бизнес-моделью, хотя планировал достаточно активно расти в Казахстане, строить не один десяток филиалов. Также наблюдалось сокращение продаж и магазинов таких брендов, как UNITED COLORS OF BENETTON, Ramstore. Одним из факторов является снижение покупательской способности казахстанцев, влияние девальваций и курсовых перепадов.

- В целом, какие факторы привлекают международные бренды в страну?

- В первую очередь, инвестиционная привлекательность, потенциал для развития. Эти факторы детально изучаются международными экспертами до открытия бизнеса в Казахстане.Глобальный игрок заходит на местный рынок с надеждой увидеть позитивную динамику роста. В развивающихся странах это главный приоритет, но нельзя недооценивать риски. Среди них: коррупция, экономическая и политическая нестабильность, снижение доходов населения.

- Как, по-вашему, трансформировались модель поведения, потребительские привычки на казахстанском рынке ретейла?

- Рынок ретейла как глобально, так и в Казахстане переживает существенные изменения. В первую очередь, это связано с потребительскими привычками молодого поколения –миллениалов. Согласно исследованиям, молодые люди, которые родились после 1986 года, не ходят в супермаркеты за продуктами питания так часто, как делали это их родители, а заказывают, например, еду на дом, используя службу доставки. Они уже привыкли заказывать в основном онлайн, и мы являемся свидетелями того, как быстро растет этот сегмент.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.