Рынок digital-услуг Казахстана

02.07.2019 • 13:39 2154

Рынок digital-услуг Казахстана

Объем и компетенции рынка растут, а клиенты пока отстают от развития рынка

Популяризация социальных сетей, усиление частоты кризисных ситуаций, рост инфлюенсер-маркетинга повлияли на то, что в Казахстане в последние годы усилился спрос на услуги диджитал-агентств. Диджитал-агентства, в свою очередь, начали активно развиваться и предлагать свои услуги рынку.

Компания Change PR Kazakhstan при поддержке Национальной Ассоциации по связям с общественностью Республики Казахстан провела в июне этого года экспертный опрос среди казахстанских digital-агентств с целью изучения текущего состояния digital-рынка, а также получения прогнозов digital-специалистов как по объему рынка, так и по его тенденциям и трендам, проблемам и ожиданиям. В ходе опроса было опрошено 25 digital-агентств.

Опрос был проведен с целью получения ответов на следующие исследовательские вопросы:

1) Каковы ожидания и прогнозы digital агентств по развитию digital-рынка страны?

2) С какими сложностями сталкиваются digital-агентства?

3) Какие тренды развития будут преобладать на казахстанском digital рынке и какие услуги более востребованы?

Ситуация на рынке

Согласно ответам участников опроса, ситуация для развития рынка диджитал-услуг в Казахстане в целом позитивная

Отвечая на вопрос об объеме казахстанского рынка digital-услуг в 2019-2020 годах, респонденты отметили, что ожидают роста рынка – 88% (объем увеличения в процентном соотношении был указан разным, от 10% до 40%), 12% респондентов полагают, что он сократится.

Прогнозируя ситуацию в сфере digital, 68% опрошенных предполагают, что ситуация в 2019-2020 годах станет лучше или намного улучшится, 16% считают, что ситуация не изменится, в то время как 12% респондентов уверены, что ситуация на рынке станет хуже.

7c6459eca912814d35d2ed13df7.png

В целом 40% респондентов считают, что ситуация на данный момент в сфере digital является нейтральной, 36% полагают, что ситуация хорошая или очень хорошая, тогда как 20% считают, что рынок находится в сложном или очень сложном состоянии.

80% опрошенных считают, что компании не сократят расходы на аутсорсинговые digital-услуги, 16% придерживаются мнения, что сокращение неизбежно. В то же время 4% затрудняются ответить на данный вопрос.

Участники опроса также поделились своими прогнозами о востребованности специалистов, сократится или, напротив, возрастет потребность в услугах digital-специалистов в 2019 году. 76% участников опроса ответили, что сокращение позиций не ожидается, тогда как 16% уверены в том, что сокращение неизбежно. Исходя из общей положительной тональности ответов респондентов и высокой оценки, можно предположить, что в целом перспективы развития рынка диджитал-услуг внушают оптимизм.

Сложности

Анкета содержала также ряд вопросов, призванных выявить сложности,с которыми сталкиваются диджитал-агентства. Отвечая на вопрос про вызовы, которые будут стоять перед казахстанскими digital-агентствами, респонденты отметили, что ограниченный бюджет, а также эффективность оказываемых digital-услуг будут наиболее актуальными вызовами (52%). Балансирование приоритетов (48%), обеспечение возврата инвестиций (48%) и измерение результатов оказываемых услуг (36%) были также включены в список наиболее приоритетных задач, стоящих перед digital-специалистами.

Вместе с тем диджитал-специалисты также «пожаловались» на своих клиентов: 16% отметили, что клиенты полностью понимают работу и задачи, которые стоят перед ними, 44% опрошенных считают, что их заказчики частично понимают, а 40% отметили, что клиенты не понимают специфики задач и работ. Относительно обучения клиентов digital-инструментам равное количество респондентов ответили, что обучают (44%) или частично обучают (44%) своих заказчиков, а 8% не обучают клиентов. В то же время по поводу адекватности задач, которые ставят заказчики, 36% опрошенных считают, что это происходит редко, 32% - иногда, 24 % отмечают, что задачи адекватны, и 8% респондентов считают, что всегда получают адекватные задачи. Кроме того, относительно дефицита бюджета в digital-сфере 48% опрошенных полагают, что испытывают его, но лишь изредка, в то время как 40% ответили, что всегда. И лишь 8% не испытывают каких-либо затруднений с бюджетом.

В довершение всего респонденты также поделились своим мнением о том, как digital-агентства развивают свой бизнес. 76% респондентов ответили, что они регулярно ищут клиентов, тогда как 52% расширяют спектр предлагаемых услуг, 52% сокращают и оптимизируют расходы, 44% разрабатывают программы по удержанию существующих клиентов, и 36% узко специализируют свои услуги.

48f26049ec60f942351f5c84bd9.png

Тренды и тенденции

При ответе на некоторые вопросы электронного опросника у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа. В блоке вопросов о наиболее и наименее востребованных digital-услугах участникам на выбор было предложено выбрать наиболее и наименее востребованные услуги.

Результаты опроса показали, что на казахстанском рынке наиболее востребованы следующие услуги: SMM (88%), таргетированная реклама (84%), контекстная реклама (80%), разработка сайтов (76%), SEO-оптимизация (64%), digital-дизайн и креатив (56%), комплексные digital-услуги (56%), видеопроизводство для digital-проектов (56%), разработка мобильных приложений (36%), интеграция CRM системы (36%), контент-маркетинг в digital-среде (36%), а также motion-design и анимация для digital-проектов (32%).

Наименее востребованными digital-услугами, по мнению специалистов, стали следующие: разработка решений для Интернета вещей (64%), customer Development и UX (user experience) проектирование (60%), highload-разработка сложных digital проектов (56%), услуги по разработке дополненной (AR) и виртуальной реальности (56%), проведение маркетинговых и аналитических исследований (40%), оказание консультационных услуг (40%), performance-маркетинг (СРА маркетинг) (36%), веб-аналитика (36%), разработка чат-ботов (32%), репутационный маркетинг в digital-среде (28%).

17b8b03352403d98a33dd0985e1.png

c073997d77499341f52a2652345.png

Опрошенные также поделились своим мнением о том, какие индустрии будут более всего нуждаться в digital-услугах в 2019-2020 годах. 60% опрошенных назвали такие сферы, как «финансы» и «недвижимость». Чуть меньшим спросом digital-услуги будут пользоваться в сферах FMCG (48%), авиации и туризма (48%). В секторе государственных служб и национальных компаний и телеком процент спроса будет небольшим – 40% и 32% соответственно. Две компании отметили, что в digital-услугах будет нуждаться сфера недвижимости. Кроме того, в строке «свой вариант» три компании также отметили, что спрос на услуги будет в секторах малого и среднего бизнеса, и одна компания отметила сферу фармацевтики.

Также анкета содержала вопросы относительно способа оценки эффективности digital-коммуникаций самими специалистами и их клиентами. Сами специалисты оценивают результаты своей работы такими показателями, как стоимость привлеченного клиента (80%), лида (68%) и конверсии (64%). Когда как для их клиентов большее значение имеют следующиеKPI: стоимость клика, лида и конверсии (72%).

Комментируя результаты опроса, Тариель Джалаллы, директор агентства Change PR Kazakhstan, входящего в состав Национальной Ассоциации по связям с общественностью Республики Казахстан, отметил: «Результаты опроса показали, что в 2019-2020 годах в казахстанской индустрии digital-услуг ситуация на рынке улучшится, а объем рынка увеличится. Агентства пока предлагают «технически» не очень сложные услуги, но компетенция рынка растет, и в будущем казахстанские диджитал-агентства будут предлагать рынку еще более сложные с технической точки зрения решения».

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

digital Тариель Джалаллы

02.07.2019 • 13:39 2154

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Рынок digital-услуг Казахстана
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика