Немаленькие очереди выстраиваются перед столичными кондитерскими магазинами «Happy Cake» в преддверии Нового года и 8 марта. Эти периоды для супругов Асхата и Сауле Солтановых самые насыщенные – нужно успеть выполнить заказы сверх привычной нормы. «Раньше очереди тоже выстраивались, но в этом году народу было больше всего», – говорит владелец кондитерской. В интервью корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» Асхат Солтанов рассказал, в чем секрет популярности их тортов, как оставаться в первых рядах при перенасыщении рынка кондитерских изделий и развиваться без рекламы.
- Асхат, я знаю, что «Happy Cake» - это семейное дело. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось? Как давно вы на рынке? Как пришли к тому, чтобы продавать выпечку, а в дальнеейшем открыть магазины?
- Моя супруга отлично готовит и печет. Сначала своими кулинарными изысками она радовала нас дома. Потом мы решили попробовать открыть Instagram-аккаунт, куда выкладывали торты. Над названием долго не думали и сразу назвались «Happy Cake».
Страницу в Instagram зарегистрировали в сентябре 2013 года, но на рынке появились не сразу, долгое время оставались в рамках аккаунта. Первые заказы поступали от друзей и коллег. Со временем люди начали рассказывать про нас знакомым, так о нас узнавали. До сих пор в основе нашего продвижения лежит «сарафанное радио». С 2013 года мы не давали рекламы.
- Как вы с супругой распределяете обязанности по ведению бизнеса?
- Распределить обязанности получилось само собой. Супруга отвечает за производство, рецептуру, технологии, знает весь ассортимент. Я отвечаю за автоматизацию и стандартизацию процессов. Слежу за тем, чтобы все было сделано одинаково правильно. Сейчас у нас пять точек и они не должны отличаться между собой. Все, что не относится к производству – моя зона ответственности. Я работаю с персоналом, прорабатываю стратегию, тактику, слежу за финансами.
- Асхат, на Новый год в ваш магазин выстраивались огромные очереди. В чем причина популярности ваших тортов? Ведь сегодня ассортимент кондитерских изделий в Астане достаточно велик. Что отличает вас?
- Хайп на нашу продукцию начался в этом году, когда люди стали фотографировать очереди и выкладывать их в соцсети. Раньше очереди тоже выстраивались, но в этом году народу было больше всего. Каждое 31 декабря и 8 марта история повторяется. Нагрузка на нас возрастает в три раза, и процессы, которыми управляем в течение года, очень сильно отличаются от того, с чем мы сталкиваемся в эти дни. Поэтому и возникают очереди. В обычные дни магазин в среднем продает около 100 тортов.
Люди к нам идут, потому что мы продолжаем придерживаться первоначальной концепции, словно выпекаем торты дома. Только масштабы теперь совсем другие. К каждой единице продукции мы находим индивидуальный подход. Технологии несильно изменились. Чтобы вкус торта не менялся, каждому работнику важно знать свои обязанности.
Пока супруга занимается процессами выпечки, я работаю над налаживанием коммуникативных каналов с клиентами. Мы стараемся автоматизировать все процессы, пишем собственную информационную систему, которая регулируется от первого звонка нашего покупателя до доставки торта до дома. Все это мы фиксируем, видим в программе. Находясь с любой точке мира, я могу проследить жизнь заказа. Мы никогда не оставляем проблемы нерешенными и стараемся, поддерживать сервис на высшем уровне.
- Есть ли определенные принципы или традиции, которых вы придерживаетесь при готовке?
- Каких-то принципов, возведенных в традиции, у нас нет. Но прежде чем выводить продукт на рынок, мы его совершенствуем. В целом при производстве есть определенные правила. У нас есть менеджер по пищевой безопасности, которая полностью поддерживает частоту и порядок на кухне.
- Какие торты самые популярные? И что еще входит в ассортимент?
- Есть определенный вид торта «Молочная девочка». На него приходится свыше 50% продаж, раньше доходило до 80%. Он самый популярный. В последнее время набирают обороты и другие торты.
Торты – это основа нашего ассортимента. Есть еще пирожные и капкейки.И в каждой точке у нас можно выпить чая или кофе и попробовать что-нибудь из продукции.
- На чем вы делаете акцент? Как привлекаете клиентов?
- Делаем акцент на качестве продукции и сервисе. Для повышения качества обслуживания в течение полугода будем проходить специализированные курсы. Когда вопрос сервиса провисает, каким бы качественным не был продукт, он всегда оставляет горький осадок, если не был предоставлен вкупе с хорошим сервисом.Для нас важно стабильное качество продукта. Мы отслеживаем ноу-хау в технологиях и хотим, чтобы система работала как единый механизм.
- Что важно знать при открытии кондитерской?
- Опираясь на пройденный опыт, могу сказать – важно знать свое дело и понимать, что именно ты собираешься производить. Мы начинали с бытовых духовок и со временем поняли, что есть производственное оборудование. Изучили вопрос, нашли производителей, проконсультировались с поставщиками. Сейчас это несложно, тут не требуется глубоких знаний. Для построения серьезного бизнеса понадобятся деньги, компетенция и хороший технолог. Но вырасти самостоятельно тоже можно, делая шаг за шагом.
- Какой бюджет вы вложили в открытие вашего первого магазина?
- На момент открытия мы даже не вели как такового учета. Все это делали по ощущениям, на коленках. Говоря об открытии одного магазина на 80-100 квадратов, при условии, что помещение необходимо переоборудовать и сделать ремонт, понадобится порядка 15 млн тенге.
- Как быстро смогли окупить вложенные средства?
- Говоря о нашей бизнес-модели, когда мы открываем магазин и тратим 15 млн тенге, у нас ушло около полугода. На окупаемость также влияют местонахождение магазина, город. В среднем от 6 до 12 месяцев.
- Из чего складывается стоимость торта? Какова себестоимость одного тортика?
- Складывается из стоимости ингредиентов, труда работников, административных расходов, расходов на реализацию. Все это ложится в основу себестоимости. У каждого торта и наименования собственная себестоимость. Если в целом говорить об эффективности нашего бизнеса, то у нас пять точек и на каждой из них разный фонд оплаты труда, проходимость, выручка. Тем не менее мы хотим все точки привести к единому стандарту и сейчас работаем над этим. Рентабельность на каждой точке планируем сделать ожидаемой, понятной и стандартной. Мы хотим выстроить все наши процессы таким образом, чтобы в независимости от размера точки рентабельность была в отношении к общей выручке в районе 30-35%.
- Что оказалось самым сложным? С какими внезапными трудностями пришлось столкнуться?
- На каждом этапе становления бизнеса возникали новые сложности. В самом начале столкнулись с проблемой понимания всех процессов. Но со временем, помере роста качество этих сложностей меняется. Мы часто сталкиваемся с нехваткой квалифицированных кадров.
В основном все трудности ожидаемы. Непредвиденных ситуаций не бывает. Может возникнуть недопонимание с проверяющими органами или попадется недовольный покупатель. Но любое препятствие, встающее на пути, рано или поздно находит свое решение и дает колоссальное количество энергии.
- Что вы можете сказать о конкурентах и в целом о кондитерском рынке? Не перенасыщен ли он на сегодня?
- С самого начала мы думаем над своим продуктом, предоставляемом сервисе, продажах. Это оказалось настолько широким спектром вопросов, занимало такое количество времени, что мы физически не успевали подумать о конкуренции и рынке. Никаких исследований никогда не заказывали. По количеству продаж и звонков понимали, что существует спрос, который нам нужно удовлетворять, делая продукт качественным.
В последнее время все чаще звучат названия компаний, и мы понимаем, что конкуренты есть и с ними предстоит определенная работа. Тем не менее наша стратегия поведения остается прежней. Мы больше думаем над тем, кем являемся, куда идем и что еще нам предстоит сделать.
- Асхат, поделитесь планами на будущее…
- Мы нащупали свою концепцию и хотим оставаться в ее рамках. Становиться большим производством или кондитерской фабрикой мы не планируем. Наша концепция позволяет сохранять индивидуальный подход и уделять внимание каждой единице продукции. Понимая, что мир движется вперед, добавляем цифровизацию. На то, чтобы информационная система была сделана под наши процессы, уходят большие деньги.
На сегодняшний день у нас три магазина в Астане, два в Алматы. Это небольшие кухни, некие островки ремесленничества, профессионализма и мастерства. Мы контролируем их сами. В других городах Казахстана планируем развивать франшизу. Сейчас готовим процессы под определенные стандарты и технологии. Мы будем искать молодых, активных людей, которых сможем обучить. К 2022 году планируем быть в 22 городах. К 2025 году – в 25 странах. Мы хотим, чтобы, когда люди задумывались о тортах, на ум приходили наши магазины.