Зарина Хасанова приобрела франшизу белорусской игры «МозгоБойня» и уже два месяца проводит в Караганде интеллектуальную викторину. О том, почему выбрала именно эту франшизу, насколько сложно было ее приобрести и на какую прибыль рассчитывает, франчайзи рассказала деловому еженедельнику «Капитал.kz».
«Викторина в баре» из Беларуси
Командную интеллектуальную игру «МозгоБойня» придумали жители Минска Екатерина Максимова и Александр Ханин. Это было в 2012 году. Изначально встречи задумывались как развлечение, но очень быстро идея превратилась в бизнес, а потом — и во франшизу. Это произошло через два с половиной года после старта, и, как говорят сами основатели, франшиза «очень быстро разлетелась по Белоруссии». Через какое-то время у проекта появились российские партнеры, а вместе с ними — рост и масштабируемость. Сегодня турниры, в том числе по франшизе проводятся в нескольких странах мира, в том числе и в Казахстане.
Формат — паб-квиз. В 1970-х годах в Великобритании придумали проводить легкие интеллектуальные викторины, чтобы привлекать в бары и пабы больше посетителей. Со временем формат вышел за пределы питейных заведений.
В «МозгоБойне» 7 туров по 7 вопросов, последний тур — блиц. Вопросы — интеллектуально-развлекательные. На ответы дается 100 секунд. Приз — бутылка шампанского.
Франшиза как эмоциональное решение
Как рассказала «Капитал.kz» Зарина Хасанова, ее знакомство с проектом началось во время визита в Алматы: решили с подругами поучаствовать в интеллектуальной игре. «Несмотря на то, что мы на этой игре заняли предпоследнее место, игра и сама атмосфера нам очень понравились, мы получил заряд положительных эмоций. Вот тогда я и влюбилась в «МозгоБойню», — вспоминает собеседница.
Приобретение именно этой франшизы, по ее словам, было скорее эмоциональным решением. До этого Зарина работала в сфере финансов, занимала должность финансового директора компании в Астане. После выхода в декретный отпуск решила открыть свое дело. «Это мой первый опыт в бизнесе. До этого момента присматривала различные варианты именно по франшизе. „МозгоБойня“ показалась мне как раз такой франшизой, какую я искала», — рассказывает собеседница.
Сложным ли был процесс покупки?
Вернувшись в Караганду, Зарина Хасанова нашла представительство «МозгоБойни» в Екатеринбурге и заключила договор на город. Процесс покупки, по ее словам, оказался совсем не сложным. И к тому же сыграл фактор везения: в то время, пока Зарина обдумывала приобретение в те дни, узнала о проведении акции. «Во время чемпионата мира по футболу предоставлялась скидка 18%, очень хорошее предложение, подумала я и на следующий же день занялась подписанием договора и отправкой денег», — рассказывает спикер.
По ее словам, екатеринбургский офис перед заключением договора тщательно проверяет потенциальных франчайзи, в частности задает множество вопросов, изучает аккаунты в социальных сетях.
В итоге договор был заключен, и Зарина Хасанова стала единственным представителем проекта в городе.
Сколько можно заработать на викторине?
Паушальный взнос за франшизу составил 1 650 000 тенге, роялти — 10% от выручки. «По плану доход должен быть очень хорошим. Наша цель — 6 игр в месяц, с количеством игроков около 150−200 человек, а также проведение детских игр и корпоративов. Стоимость участия — 2 тыс. тенге с человека, в эту стоимость входит только игра», — рассказывает собеседница.
По ее словам, на открытие игры, а это произошло в августе этого года, пришло 320 участников. За два месяца организаторы провели 8 игр: 6 «взрослых» и 2 детских. Игры в среднем собирают по 70 человек, на игру, которая прошла на днях, пришло 80. По подсчетам Зарины, для того чтобы проведение игры принесло прибыль, необходимо минимально 50−55 участников. Аудитория, на которую рассчитывает франчайзи, — это карагандинцы и гости города в возрасте в среднем от 25 до 45 лет, с высшим образованием и широким кругозором.
Вложения в организацию игры не столь велики: ведущему игры, специалисту по звуку и помощникам платится зарплата. Арендная плата за помещение не требуется: игры проводятся в ресторане, где участники делают заказы. «Это выгодно и нам, и ресторанам», — отмечает Зарина. Периодически требуется покупать необходимые для проведения игры атрибуты, распечатывать материалы и платить за посты в паблике в «Инстаграме» (это стоит 5 тыс. тенге). Стоимость приза — шампанского — примерно 12 тыс. тенге.
Сейчас франчайзи обдумывает вопрос рекламы. «Хотим проводить встречи в прямом эфире на радиостанции и организовывать промоакции по городу. Остальное — на стадии обсуждения и обдумывания», — делится планами она.
Когда конкуренты воспринимаются не конкурентами
«До приобретения франшизы „МозгоБойни“ я понятия не имела, что у нас уже проводятся игры. Оказалось — еще два квиза. Была этому очень удивлена и немного расстроилась. Но потом поняла: неправа. И даже обрадовалась: к моменту открытия моего бизнеса люди уже знали, что такое квизы», — рассказывает Зарина. Коллегам франчайзи рада и не против с ними сотрудничать, поскольку все, кто работает в этой сфере, по сути, развивают одно направление.
«За все время ведения бизнеса я подружилась с нашими участниками, знакомлюсь с людьми постоянно, провожу опросы, что нравится участникам, а что — нет. Беру интервью у команд и пишу статьи на официальной странице. Мне нравится наблюдать за эмоциями наших игроков и радоваться вместе с ними. Я за квиз во всем мире!» — заключает франчайзи.