«У нас не просто бухгалтерия, а сервисная компания», — говорит руководитель компании «Диалог Учёт» Малика Кенжеева. Бухгалтерские услуги превращаются в финансовый консалтинг — надо быть одновременно бухгалтером, финансистом, юристом. Сформировался ли этот рынок в Казахстане, кто и как устанавливает цены на услуги аутсорсинга, сколько предприниматель может сэкономить, отказавшись от штатного бухгалтера? Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала руководитель компании «Диалог Учёт» Малика Кенжеева.
— Малика, почему вы решили открывать свою компанию, а не быть наемным сотрудником?
— Компанию с сооучредителем мы открыли в 2009 году. До этого, работая бухгалтером, я видела какие-то вещи, которые хотела сделать по-другому, перестроить бизнес-процессы. У меня были амбиции, хотела вносить изменения в управление финансами.
— 2009 год, наверное, было не самое удачное время, для того чтобы начинать свое дело? Какие были ошибки у вас?
— Должна быть правильная бизнес-модель, все должно быть с самого начала правильно выстроено. Допускали ошибки в работе с персоналом. Клиенты были. Потому что в кризис компании сокращали штат, а сдавать отчеты надо.
— Компания существует с 2009 года, но с марта 2018 года начала работать по франшизе облачного сервиса «1С:БухОбслуживание». Почему приняли такое решение?
— Рынок бухгалтерского аутсорсинга в 2009 году был не так сформирован. Даже сейчас можно сказать, что нет такой конкретной отрасли. Да, есть вид деятельности, есть компаний очень много. Но единого стандарта, как должен работать аутсорсинг, Ассоциации отраслевой, этики ведения бизнеса в части аутсорсинга еще не сформировано. Каждая компания движется в своем направлении. Мы тоже понимали, что это специфичный бизнес: мы постоянно должны думать о своих клиентах, потому что управляем их финансами, взаиморасчетами с партнерами, взаимоотношениями с налоговыми органами, со всеми государственными органами. Вся эта работа должна вестись исключительно по закону и прозрачно. Хотелось, чтобы это было уже стандартизировано и мы искали подходящую франшизу. За «1С:БухОбслуживание» мы наблюдали давно, еще 5 лет назад, когда они только открылись в России, мы написали им запрос. Это ответвление от большой компании 1С, которая производит софт для бухгалтеров. Они задают стандарты всем бухгалтерским компаниям.
— Насколько она доступна?
— Недорогая франшиза на самом деле. Нам еще и повезло. Мы являлись одними из первых, кто ее тестировал еще до официального запуска на рынок, изучали их стандарты. Сейчас могу сказать, что роялти составляет 7,5%, паушальный взнос надо обговаривать с управляющей компанией, потому что для каждого могут быть другие условия.
— Почему все-таки, имея уже свой опыт на рынке, решили купить франшизу?
— Бизнес по франшизе хорош для тех, кто только начинает работать или кто хочет глобальных трансформаций. Мы изменили все, можно сказать, начали с нуля. С предыдущего периода взяли свой опыт. А бизнес-план, маркетинг-план, стандарты обслуживания, требования к сотрудникам — все новое.
— Это скажется на стоимости услуг? Есть какие-то критерии определения цены аутсорсинга?
— Стоимость на рынке бухгалтерских услуг очень разная. Это не товар, реальную себестоимость которого можно знать. У всех разная стоимость — кто-то за 20 тысяч продает, кто-то за 150 тысяч. Сам покупатель не понимает, в чем ваша ценность. В «1С:БухОбслуживание» есть точный прейскурант, есть приложение, программа для аутсорсера, которая считает все документальные операции, хозяйственные операции — мы можем сформировать отчет, какие операции, сколько документов проведено, сколько отчетов сдано и сколько это стоит.
— Насколько это прибыльный бизнес для вас?
— Сам бизнес у нас низкомаржинальный. 20% это потолок, который можно заработать. Но сейчас рынок растет, меняется структура работы. Мы становимся не просто бухгалтерами, счетоводами, а решаем сложные задачи, выстраиваем определенные механизмы в бизнесе, чтобы компании, у которых несколько направлений, могли максимально получать прибыль и управлять финансами. А это уже больше финансовый консалтинг. Сейчас бухгалтер становится универсалом — он должен быть и финансистом, и юристом, и экономистом. Мы уже и решаем такие задачи и понимаем, что есть спрос на них на рынке и благодаря этому наша доходность будет расти.
— Как обстоят дела с кадрами? На рынке есть такие универсальные специалисты?
— У нас в компании нет случайных людей. Есть сотрудники, которые работают с момента основания компании. Стараемся их обучать. По условиям франшизы есть сертификации главного бухгалтера, много тестов проводим на результативность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение работать в команде. И, самое главное, люди, которые хотят быть полезными и клиентоориентированными. У нас не просто бухгалтерия, а сервисная компания. В старом понимании, когда главный бухгалтер самый главный человек в компании и к которому даже генеральный директор не может зайти без стука, уже нет. Я сама предприниматель, и мы понимаем, что у предпринимателя много других задач, которые нужно решать. Это продажи, работа с поставщиками, партнерами. Мы берем на себя рутинную бухгалтерскую работу.
— А клиенты как изменились за 9 лет, что вы работаете?
— Сейчас проще, есть понимание аутсорсинга, что могут требовать, чего могут ожидать, что входит в пакет услуг. 10 лет назад было убеждение: я заключаю договор с компанией и бухгалтер должен сидеть у меня в офисе. Сейчас есть понимание, что бухгалтерия на аутсорсинге это отдельное юридическое лицо со штатом, который не можешь забрать к себе на целый день. Да, мы выезжаем во время проверок, но это не с 9 до 6 часов. Также лет 10 назад предприниматели опасались, что если бухгалтерия на аутсорсинге, то все узнают о твоих финансах, и старались найти специалистов только через знакомых. Но надо понимать, что профессиональная защита — аутсорсинговая компания с хорошей репутацией.
— Кто основной клиент аутсорсинговых компаний?
— Это малый и средний бизнес, стартапы. Им это выгодно. Например, нанять квалифицированного бухгалтера с зарплатой в 400 тысяч, платить за него налоги, организовать рабочее место, покупать и обновлять информационные системы — такие расходы маленькая компания не может себе позволить. Покупая аутсорсинг, они получают такие же услуги за меньшие деньги. Там тарифицируется каждый документ. К примеру, от 7 тысяч в месяц для ИП, если штат до 7 человек — 50 тысяч. Если в компании, допустим, есть 3 бухгалтера, то можем выполнять функции главного бухгалтера — это от 200 тысяч. Имея одного бухгалтера, компания может не увидеть какие-то изменения в законодательстве и получить доначисления по налогам. У нас же много чек-листов, по которым проверяем компании. Задача — предотвратить, предугадать возможные проблемы.
— То есть, выражаясь языком чиновников, формализация самозанятых может привести к вам новых клиентов?
— Пока сложно судить об этом. Но по звонкам и обращениям заинтересованность есть.
— Какие компании более устойчивы в кризис?
— За 9 лет работы мы пережили два кризиса и видели, как компании банкротятся. Потому что выясняется, что компания живет не за счет прибыли, а за счет оборотного капитала. И когда потоки денег прекращались, возникали большие проблемы. Мы стараемся максимально показать все риски, чтобы клиенты планировали свои финансы. Мы заинтересованы в том, чтобы клиенты развивались, потому что от этого зависит и наш бизнес. Выживают в кризис компании, у которых хорошая команда и правильно настроены бизнес-процессы, те, кто регулирует свою дебиторскую задолженность и доходность. Руководитель компании должен уметь читать свою финансовую отчетность, чтобы видеть реальную картину.
— Какие чаще всего ошибки допускают бухгалтеры?
— Бухгалтерами иногда становятся люди, которые очень легко берут на себя ответственность. Раньше были категории, ты не мог стать главным бухгалтером без 10-летнего опыта работы. Сейчас занимают такие должности после института, почитают форумы, научатся пользоваться 1С. Но тонкостей и нюансов очень много. Когда берем какую-то компанию восстанавливать или нам передают бухгалтерию на проверку, мы до сих пор удивляемся, как извращается логика человека при составлении отчетностей. Основной вопрос — это профессионализм, ведение документов, знание механизмов камеральной проверки. Мы с клиентами подписываем соглашение о конфиденциальности. Это бизнес-этика. Мы никогда не говорим: «твой бухгалтер дурак». Мы говорим: «ты сам должен разбираться в своих финансах и видеть, куда идет компания».