В настоящее время крупную торговую недвижимость, торгово-развлекательные центры, с учетом кризиса, необходимо развивать, нацеливаясь на 10−15 лет окупаемости. Об этом сегодня на саммите по вопросам девелопмента объектов недвижимости в рамках Центральноазиатского международного форума коммерческой недвижимости в Астане заявил известный казахстанский бизнесмен, президент Astana Group Нурлан Смагулов. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz
«В скором будущем шопинг в торговых центрах будет занимать менее 50% площадей, даже менее 40 %. Основную долю будут заполнять объекты развлечения, фудкорты и пункты питания. Резко возрастут сроки окупаемости торговых центров. Если первый наш торговый центр мы окупили за 8 лет, то последний ТРЦ в Астане мы будем окупать где-то 16−20 лет. Это реалии, с которыми трудно спорить и невозможно уже говорить, что это неправильная финансовая модель. Потому что другой финансовой модели мы просто не видим», — рассказал Нурлан Смагулов.
Он объяснил свою позицию, отметив, что если вы хотите построить быстроокупаемый бизнес, то, наверное, самый быстроокупаемый проект — это приобрести контейнер, поставить его на рынке и через 6 месяцев продать, окупив свои расходы. Но вы не получите серьезную капитализацию, никаких больших выгод и положительных эмоций.
«Сейчас несколько кризисов и девальваций потрясли потребительский спрос. Это реалии жизни, которые мы должны воспринимать как данность, не нужно трагедизировать. Нужно строить торговые центры и во времена кризисов, потому что есть время приливов, а есть время отливов. Что касается нашего будущего, то мы сегодня смотрим на страны СНГ. Мы считаем, что тот формат, который мы отработали, он жизнеспособен в других бывших советских странах. Нам сейчас интересно дальше развивать проект в разных городах бывшего Советского союза», — признался Нурлан Смагулов.
Президент Astana Group приоткрыл небольшой секрет своей стратегии, пояснив, что он никогда не занимал деньги на внутреннем рынке в долларах, а только в национальной валюте, поэтому большие стрессы в периоды девальваций удавалось избегать. Те, кто хотят строить качественные объект коммерческой недвижимости, не должны рассчитывать на то, чтобы выйти из проекта через 5−7 лет.
«Я в такие проекты не верю. Но есть проекты, торговые центры класса „B“, „C“ и „D“. В силу возможностей люди не могут строить торговые центры более высокого класса, но даже если ты строишь в своем формате ТРЦ, думать, что через 5−6 лет он окупится — все равно не реально. Люди должны смотреть с горизонтом 10−15 лет. Если не хватает „колена“, чтобы занять деньги, а нам тоже не хватает, ведь наши банки в нынешних условиях больше чем на 5 лет деньги не дают, то нужно договариваться с различными финансовыми институтами», — порекомендовал Смагулов.
В то же время, он подчеркнул, что его компания тоже вышла на KASE, но пока еще не выпустила ни облигаций, ни акций, и является не публичной в полном смысле слова компанией, хотя публикуем всю открытую отчетность.
«Но у нас нет других акционеров кроме меня. Это происходит потому, что существует первое поколение собственников, которые не готовы, как лично я, делегировать свои функции — у нас очень, я бы сказал, авторитарное управление. Но оно помогает во время кризисов принимать быстрые решения. Что же касается моих коллег, то им придется задуматься. Чтобы выйти на рынок фондирования, заимствования длинных денег, им предстоит сделать акционерное общество, потому что девелоперские проекты — это длинные деньги. Длинные проекты, в которых нужно иметь терпение, иметь выносливость и только тогда подобные проекты могут выжить», — посоветовал Нурлан Смагулов.
Не обошел стороной президент Astana Group и вопрос заимствования денег Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) на строительство новой Mega Silk Way в Астане.
«По пенсионному фонду меня очень много критиковали. Мы заняли 15 млрд тенге у ЕНПФ. Так вот, мы взяли эти деньги под 18% годовых. Это серьезная цифра. Когда люди говорят, что нужно отдавать эти деньги заводам и фабрикам, то я как бизнесмен, который строил заводы и фабрики, а в нашем холдинге есть автосборочный завод, скажу, что ни один завод 18% за год не заработает в твердой национальной валюте. Если дает пенсионный фонд таким объектам коммерческой недвижимости, то он делает правильно. Ну раз общество не готово, то мы сейчас досрочно возвращаем эти деньги. Мы уже вернули 8 млрд тенге и сейчас на стадии возвращения остальных денег. Я пообещал это сделать досрочно. Мне их дали на много лет, но я их возвращаю сейчас. Хотя везде в мире пенсионные деньги отдают в различные Equity-фонды, фонды недвижимости, в том числе коммерческой недвижимости. А меня обвиняют во всем нехорошем, что я привлекаю длинные деньги», — высказал свою позицию бизнесмен.