Мы заходим в маленький цех на 4 этаже советского здания. Всюду лежат узорчатые пряники, торты, а в воздухе витает праздничный запах имбиря. Нас встречает Мария Рыжкова — основатель пекарни «Прянички от Манечки». Мария работала моделью, но после рождения сына решила всерьез заняться выпечкой. Она «замесила» свой бизнес на кухне в 2014 году, а в январе 2017-го купила цех и стала печь крупные партии для компаний. Например, для Microsoft. В начале Мария делала штучные сувениры, а теперь в один заказ могут входить тысячи расписных пряников.
— В какой момент вы решили сделать свое хобби бизнесом?
— Я начала в 2014 году, но не разделяла понятия «хобби» и «бизнес». Хотя настоящим бизнесом оно стало в январе, когда я приобрела цех. А раньше это было хобби, которое приносило доход. Я поняла, что можно зарабатывать, когда у меня начали просить делать пряники на заказ знакомые, а потом заработало сарафанное радио. Я завела страничку в интернете и стала продавать. Начала работать под Новый год: изготавливала имбирные домики, они были корявые, но их все равно просили сделать. Мои пряники изначально позиционировались как подарок, как сувенирный продукт, а не продукт питания. Но со временем стали лакомством, потому что их начали заказывать в детские сады и на дни рождения.
— Как вы инвестировали в свой бизнес?
— Прежде чем все это начинать, должны быть свободные деньги. Сейчас выпечка — это очень раскручено и модно, потому что все мамочки в декрете «рубятся» в торты или пряники. Все начинают заниматься пряниками, чтобы был доход. Но тем не менее мало кто понимает, что прежде чем начать печь, надо в это хорошо вложиться. А выставлять среднестатистические обмазанные тортики могут все. Мне повезло, потому что мне помогли: на тот момент муж очень хорошо поддерживал меня. Были выделены немалые деньги на покупку красителей, формочек, ингредиентов. Я перевела очень много сахара, прежде чем нашла идеальный рецепт, я миллион раз отмывала кухню, я постоянно пекла. Я не представляю себя без моих пряников. В моем случае общепит — это всерьез и надолго.
— Если пряники сейчас в моде, вы чувствуете возросшую конкуренцию в этой сфере бизнеса?
— Когда я начинала свой бизнес, я почти не чувствовала соперничества — на рынке была я и еще несколько девушек. Мы начинали двигаться параллельно. Клиентов хватит на всех. И я вижу тенденцию, что люди остаются со мной еще с периода, когда я пекла на кухне. Так я уже три года делаю пряники на день рождения одной девочки. Второй год подряд ко мне приходит пара: сначала у них была свадьба, потом родился ребенок, и им нужны пряники для крестин и детских праздников. Мои клиенты всегда со мной. Кризис не сказывается на этом виде бизнеса, потому что люди не экономят на еде и на детях. Детей всегда хочется удивить, например «мультяшками» на пряниках, будто сошедшими с экранов. Нет смысла экономить, тем более если работа сделана качественно и вкусно.
— Какая у вас была стратегия продвижения?
— Никакой стратегии не было вообще. Я просто фотографировала и выкладывала в Instagram. Сейчас я для себя понимаю, что стратегия раскрутки и развития — это монотонная и целенаправленная ежедневная работа. Потому что ты трудишься, страница живет, обновляются фотографии, добавляются подписчики. За год работы я наработала себе 10-тысячную аудиторию в Instagram. Я не оплачивала никакую рекламу и в принципе ни через кого не продвигалась. Ровно через год после начала моей деятельности стали приходить журналисты.
Когда я перешагнула 10-тысячной порог, подписчики стали сами набегать, потому что Instagram предлагает наиболее популярные публикации, и страница сама на себя работает. Сейчас у нас более 26 тысяч подписчиков.
— А как и когда пришли корпоративные клиенты?
— Рестораны подключились, как только я зарегистрировала юридическое лицо. Это произошло в ноябре — декабре 2016 года. Обо мне узнали, потому что я работала с рестораном «Мичурин». С того момента начали подключаться рестораны. С пряниками сработало сарафанное радио. Я не делала подарков, для того чтобы меня прорекламировали. Если мне хотелось сделать подарок, я делала его, но не просила, чтобы обо мне писали в соцсетях и давали оценку. Если мы работали с детскими домами, то это не оглашалось, просто люди обращались, и мы помогали бесплатно.
— Вы уже давно берете корпоративные заказы на сотни пряников. Как вы их изготавливали до покупки цеха и найма сотрудников?
— Все эти сотни пряников я сама делала дома. У меня большая скорость работы, мне нужно всего 4 часа, чтобы залить 250 штук. Остальное время — сушка и разрисовка. За прошлое лето я обслужила 12 свадеб, а средний заказ на каждое торжество — 250. На это уходило 4 дня. А в январе этого года мы купили готовый бизнес вместе с сотрудниками, поэтому у нас сейчас другие объемы. Например, мы делали заказ для большой страховой компании: испекли и украсили 5 тысяч пряников за 2 недели. Пока это самый большой наш заказ.
— Как вам удалось приготовить и расписать 5 тысяч пряников? Звучит фантастически.
— Мы с этим заказом на 5 тысяч пряников испытали все, что возможно: и стресс, и радость, и переживания. Заказ был сделан в кратчайшие сроки, и количество колебалось: то больше, то меньше. В итоге определились с объемом, но помимо этих пряников у нас были и другие клиенты. 5 суток мы ночевали здесь день через день, занимаясь и текущими заказами, и корпоративными. Была фасовка, отправление по регионам, потому что эти пряники предназначались для всего Казахстана. Часть пряников побились, потому что упаковка не всегда спасала. Большие заказы мы стараемся доставлять клиентам сами в целости и сохранности, я за это не беру денег. Если клиенты забирают самовывозом, то мы упаковываем в коробку, спускаем на тележке и даем инструкцию, как хранить и как везти: включите «аварийку» и не дышите.
— Какие еще сложности у вас были?
— Я не всегда была готова к тому, что у меня увеличивались объемы, но все же я справлялась. Мне было тяжело и неприятно, когда мои работы копировали, выдавая за свои, но сейчас уже к этому спокойно отношусь.
На днях была ситуация, когда полностью повторили мой пряник и не указали авторство. Сделали и сделали, уже не жалко. Мои работы узнаваемы, поэтому люди присылают мне их и говорят, что встретили мои пряники на свадьбе или на юбилее, поэтому я уже не переживаю.
Большая трудность возникает, когда делают заказ в очень сжатые сроки, а заказать хотят именно у нас, потому что уже сравнивали. Самое трудное — это нервы, когда уже срок подходит, а ты еще не знаешь, успеешь ты или не успеешь.
— Когда начали расширять ассортимент до тортов?
— Я изначально делала торты, но они не пользовались таким спросом, изначально был уклон только на пряники. Даже в интервью раньше не упоминала о тортах. Потом, когда вышла в цех, дала девочкам свою рецептуру, мы приготовили, попробовали и запустили. Брать рецепт из интернета — нечестно по отношению к клиенту. Если ты это продаешь, то должен отвечать за качество, вкус, а тем более если клиенты — дети, это в два раза больше ответственности. Мы не лепим мастичных лебедей и не делаем кремовых роз из маргарина и масла. Если украшения, то только ягоды, если хотят героев мультфильмов, то рисуем на пряниках. До декабря прошлого года я не посещала никакие курсы по декору тортов. Я ведь самоучка, но чем больше делаешь, тем больше навыков, я обучилась шоколадному декору.
Недавно я два раза переделывала торт. Первый раз мы его не довезли — он растаял. Мой шоколадный твист упал прямо мне в руки, и я прорыдала полтора часа. Но ничего, это все опыт.
— Какие ошибки вы совершали?
— Больше всего ошибалась в людях — они учились и уходили. Причем учились на условиях того, что будут со мной работать, а потом махали ручкой и начинали свой бизнес. Но совершенно не обидно — если хочется, пожалуйста, возможно, тебе повезет, даже больше, чем мне. Может, твой бизнес разрастется.
Еще одна большая ошибка — заказывать формы из китайских интернет-магазинов: я заказывала одно, а приходило другое. Ошибалась на поставщиках: мы покупали готовый айсинг для покрытия пряников, а он не высыхал, потому что в партию забыли добавить диоксид титана и яичный белок. Потом я просто перешла на самодельную глазурь. Отдельно закупка сахарной пудры, отдельно — яичного белка, это дольше, но зато я уверена, что работа не будет испорчена.
— Какой совет вы дадите начинающим предпринимателям?
— Рассчитывать свои силы и возможности, и самое главное — не делать на «тройку». Если что-то начинаешь, то это надо отрабатывать на «отлично», чтобы быть довольным результатом. Многие делают по принципу «и так сойдет». К сожалению, это особенность нашей страны: делать как попало и продавать. Если ты что-то начал, то не бросай на полпути, особенно если ты в это немало вложил. Не уверен в своих силах — лучше не начинай.
Иногда еще и руки опускаются, поэтому к этому нужно быть готовым. Начинайте работать с холодной головой.
1. Самый популярный продукт: пряники-«мультяшки» и пряники на день рождения.
2. Спрос: иногда чувствуется сезонность, но пустых месяцев не бывает — проходят дни рождения, какие-то большие юбилеи, свои внутренние праздники у компаний. Самый большой наплыв — на Новый год и 8 марта.
3. Портрет среднестатистического клиента: женщины, в основном мамы до 40 лет, которые заказывают прянички для своих детей.