Как один кинотеатр может изменить казахстанский рынок? И почему рожденная накануне кризиса компания оказалась крепче своих оппонентов? Два года назад собеседником Kapital. kz стал один из управляющих группы компаний TS Development Нурлан Жунусов, возглавивший новый для отечественного кинорынка проект CINEMAX, который расположился в ТРЦ Dostyk Plaza в Алматы. Сегодня CINEMAX не только без потрясений преодолевает экономический шторм, но и уверенно движется к целям: принести культуру бизнеса, сделать прозрачным рынок кинопоказа и изменить отношение мировых студий к местному рынку. О том, как строить умный кинобизнес, какие цели достигнуты за два года и что такое «формат CINEMAX», Нурлан Жунусов рассказал в интервью центру деловой информации Kapital.kz.
— Нурлан, в чем особенность CINEMAX?
— Мы позиционируемся как кинотеатр премьер. Ключевое значение для нас имеют технологии воспроизведения кино и их восприятие клиентом. Мы хотим, чтобы наш зритель получал максимум впечатлений. Четко выверенная цветопередача, идеально настроенный звук, комфортные кресла, правильное кондиционирование и сервис — все это принципиально для нас. Именно поэтому, впервые попав к нам, зритель возвращается вновь и вновь.
Так как фильмы у всех одинаковые, зритель прежде всего идет за полноценными впечатлениями от кинопросмотра. Именно это и служит нам ориентиром. Мы стремимся создать идеальную «рамку» для завершенности картины и для ее полноценного восприятия.
У нас также есть и свои табу. Несмотря на кризис, девальвацию и всевозможные трудности, с этим связанные, мы никогда не будем экономить на трех вещах.
Во-первых, это технологии: кинопроекторы, акустика, экраны, проекторы, инновационные технологии, как Dolby Atmos и др. — все это должно быть высочайшего качества и от лучших мировых производителей. Во-вторых, это сервис. Мы регулярно проводим обучающие тренинги для сотрудников, аттестацию персонала, дорабатываем, шлифуем все нюансы внутреннего делопроизводства и, как результат, совершенствуем сервис.
И, наконец, третья вещь, на которой мы никогда не экономим, это оснащение. Мы продумывали все детали для комфорта посетителей. В кинотеатр Алматы есть удобный BUSINESS-зал на 140 мест, комфортабельный VIP-зал и восемь залов класса Comfort. В залах установлены итальянские и малайзийские кресла. Все залы оснащены системами кондиционирования, регулирующими температуру и подачу воздуха, поэтому даже при полной заполняемости кинозалов гости испытывают комфорт и погружены в атмосферу кино.
Есть еще один немаловажный элемент, сразу бросающийся в глаза, — это дизайн. Мы придаем ему особое значение. Просторный холл, подсветка, неординарное решение дизайна касс и баров, дизайнерские коридоры, создающие иллюзию лабиринтов, каждая линия это и есть CINEMAX. Вот почему мы не похожи на других.
Стоит отметить тот факт, что мы являемся подразделением крупной строительно-девелоперской компании TS Development, благодаря богатому опыту которой у нас есть возможность создавать такие первоклассные проекты.
— CINEMAX— это ведь и абсолютно другое качество картинки и звука?
— Для себя мы четко поняли, что формат CINEMAX — это определенный подход.
Визуальное восприятие — это первостепенный фактор для любого кинотеатра, поэтому к этому вопросу мы подошли особо тщательно. После консультации у крупнейших интеграторов по проекционным установкам было решено остановить свой выбор на проекционной системе Christie. Их световой поток в 32 000 люмен в центре луча позволяет обеспечивать максимально сочную картинку с яркостью экранов от 32 фут-ламберт. Именно это и обеспечивает особую насыщенность и полноту восприятия на панорамных экранах CINEMAX.
Для примера приведем данные комплектации кинотеатров России по производителям цифровых проекторов:
То есть 42,6% кинотеатров России оснащены проекторами, которые установлены в CINEMAX. Нужно отметить, что стоимость проекторов Christie выше, чем у других производителей.
Следующая по важности позиция — это звук. В двух залах кинотеатра CINEMAX установлена система пространственного позиционирования звука DolbyAtmos со звуковыми процессорами Dolby Digital CP750 и CP850, колонками и усилителями американской компании QSC. Такое оснащение позволило увеличить количество звуковых каналов до 35 и 3. Это значит, что 35 звуковых дорожек предназначены только для высоких и средних частот, а целых три канала — только для низких. Такая комбинация позволяет более эффектно передать происходящее на экране, и если в фильме происходит взрыв или падает здание — эта дрожь проходит по телу, создавая эффект приятных «мурашек», ведь усиленные басы создают низкие вибрации, особенно приятные для человеческого организма.
Общая суммарная мощность всех звуковых систем кинотеатра составляет 100 кВтт. Их создают 96 усилителей, 188 колонок звукового окружения, 21 сабвуфер.
— Какие цели достигнуты вами с момента основания и как вам удается сохранять позитивную динамику развития в кризис?
— Рост на фоне кризиса — это индикатор, показатель, насколько правильно мы работаем и в том ли направлении движемся. Когда мы запускали свой первый проект, произошла девальвация, через год произошла вторая девальвация, в тот момент мы уже начали строить кинотеатр в Шымкенте. Оборудование для нас подорожало в 2 раза, на столько же выросла стоимость оснащения кинотеатра, поднялась аренда, а вот стоимость билетов в CINEMAX не изменилась. Мы просто стали в два раза усерднее работать. Плюс к этому, технологии постоянно продолжают развиваться, что требует регулярного обновления кинотеатра. За эти 2 года мы доработали кинотеатр технологически и функционально, заменили проекторы в 2 залах и 3D-систему, произвели upgrade 3-го зала и сделали из него Business зал, поменяли систему подсветки ступеней, произвели полный аудит кресел, а в следующем году сделаем полный косметический ремонт. Быть лучше, чем мы вчера — это тот путь, который мы выбрали, и мы делаем многое, чтобы зритель был доволен и выбирал CINEMAX.
Что касается позитивной динамики — мы входим в топ кинотеатров Казахстана по сборам и посещаемости. Выручка за 2016 год выросла более чем на 20%. Растут посещаемость и заполняемость кинозалов. Мы добавляем темп и активное присутствие на рынке кинопоказа.
Я благодарен и горжусь своей командой, каждым из них, за вклад и их веру в нашу общую идею. Мы создали замечательные условия труда для линейного персонала с самой высокой з/п по рынку.
Кроме того, мы не сократили административные и маркетинговые расходы. Когда многие начали экономить, нам достались львиная часть свободного эфира и возможность «поговорить» со зрителем. То есть, когда все делают «зиг», ты должен делать «заг» — это просто другая стратегия, другое отношение к жизни. И, как результат наших трудов, за два года работы нас посетило более 1,5 млн гостей.
Стратегически важное значение для нас имеют и онлайн-продажи. За 2 года работы мы повысили долю онлайн-продаж кинотеатра до 15%. Это удобно зрителям, это удобно нам, это обеспечивает открытость. Безналичные платежи сами по себе удобны, и мы видим за этим будущее. Наша цель достичь 20%-ной доли онлайн-продаж от всех продаж кинотеатра уже в 2017 году. Особо радует статистика, демонстрирующая, что CINEMAX занимает единственную лидирующую позицию на рынке онлайн-продаж РК. По нашим расчетам, каждый третий билет, купленный в Казахстане онлайн, был куплен в кинотеатр CINEMAX.
Мы продолжаем развиваться, через месяц открывается новый CINEMAX в Шымкенте. Растем по посещаемости, по выручке, модернизируем бизнес-процессы по кинотеатру в Алматы. А самое главное, мы стали узнаваемым брендом, любимым брендом. Наша идея изначально заключалась в том, чтобы люди стали говорить не «пойдем в такой-то ТРЦ в кинотеатр», а «пойдем в CINEMAX». То есть для людей важно само значение бренда CINEMAX, люди должны видеть разницу, осознанно делать выбор в пользу бренда, у которого есть смысл и наполнение.
— Ощущается ли плотная конкуренция в этом бизнесе?
— У нас есть только один конкурент — это мы вчера. Сегодня мы должны быть лучше, чем вчера, а равнение на других держало бы нас в рамках их стандартов. Что касается плотности рынка, то действительно он перенасыщен в Алматы. На один киноэкран приходится 14 тысяч жителей. К примеру, в Москве эта конкуренция ниже примерно на треть! Кризис как раз хорош тем, что рынок чистится, слабые становятся слабее или уходят, сильные закаляются.
В регионах ситуация другая, почти во всех городах отсутствуют должного уровня кинотеатры и рынок кинопоказа не развит. В пример можно привести Тараз, Усть-Каменогорск или Семей, где численность населения свыше 300 тыс. человек, а на рынке только 1 или 2 кинотеатра старого формата. В среднем по городам Казахстана количество жителей на экран составляет порядка 70 тыс. человек на экран, в Алматы это 14 тыс., в Астане около 25 тыс.
— Какие проблемы на отечественном кинорынке вы видите и как их можно решить?
— Непрозрачность рынка прежде всего. Кинотеатры могут работать в тени, поэтому большие студии и не соглашаются изменить сложившиеся за двадцать лет условия работы. Много денег тратится на проверку/мониторинг кинотеатров и подсчет кинозрителей «вручную». Мы живем уже в XXI веке, Илон Маск организует полет человека на Марс, а мы «руками» считаем посетителей. Пора меняться, все оцифровано, и все, что нужно сделать, это лишь создать и внедрить программу мониторинга кинотеатров и развиваться дальше.
Почему в России кинобизнес уже давно делит доходы пополам? Почему в пакете студий Казахстан — это лишь примерно 4−5% от бокс-офиса РФ? Ведь, судя по разнице в населении, этот разрыв должно быть равен 12%! У россиян есть Единая система онлайн-отчетности кинотеатров (ЕАИС), к которой подключены 100% кинотеатров России. Все прозрачно, все закреплено на государственном уровне. Они выпускают бюллетени с информацией о сборах, с качественной аналитикой рынка, в разрезе регионов, фильмов, месяцев
— Нурлан, как вы в целом оцениваете уровень наших кинотеатров?
— Алматы в этом смысле уже обогнал любой из городов стран СНГ. У нас есть несколько настоящих «гипермаркетов кино», чем не может похвастаться, например, Питер. Я уверен, что CINEMAX способен соревноваться по оснащенности, дизайну, технологиям, репертуару с любым кинотеатром мира. Наши проекты — проекты мирового уровня. Мы можем держать до 25 фильмов в репертуаре в форматах 2D, 3D, HFR, Dolby Atmos, в залах Comfort, Business, VIP. Сейчас обдумываем расширить линейку форматов. Задержек по контенту нет, наши кинопрокатчики работают напрямую со студиями. У нас 5−6 дистрибьюторов, со всеми хорошие партнерские отношения. Мы работаем прозрачно и поэтому можем разговаривать со студиями открыто. На рынке есть люди, стратегически правильно осознающие, что работать надо на перспективу, и понимающие нас, за что очень им благодарен.
— Расскажите, пожалуйста, о втором CINEMAX, который открывается в Шымкенте.
— Мы открываемся через месяц на базе нового ТРЦ ShymkentPlaza. Это будет семизальный CINEMAX Shymkent Multiplex, оснащенный современными технологиями, этот проект будет достойным алматинского. К разработке его футуристического дизайна была привлечена канадская компания Mesbur & Smith Architects. За прототип оформления кинотеатра был взят интерьер космического корабля, собранного из самых знаменитых киновселенных. Находясь в зале, зритель словно летит сквозь межпланетное пространство, так важно для нас создать атмосферу полного погружения. От того, представляя проекты CINEMAX на международных выставках и встречаясь с представителями кинобизнеса со всего света, нам очень приятно получать самые высокие оценки нашим трудам по созданию неповторимой атмосферы в наших кинотеатрах.
В CINEMAX Shymkent Multiplex 7 залов разного формата Comfort, Dolby Atmos, VIP. Залы от 40 до 220 посадочных мест. Также будет представлен премьерный зал на 220 мест с технологией пространственного позиционирования звука Dolby Atmos, 3D-системой Master Image Horizon, и, что отдельно хотелось бы отметить, кресла будут с двойными подлокотниками. Двойные подлокотники — это очень удобно и создает особый личностный комфорт на уровне базовых ощущений. Такая проработанная концепция кинотеатра — новая веха в истории кинотеатров города, которых сейчас там только два.
Оценить потенциал рынка нам поможет простая математика. На один кинозал в Шымкенте сейчас почти 90 тыс. жителей. Если сравнить с Алматы, это 14 тысяч. Но в Шымкенте всего два кинотеатра. Мы уверены, что с открытием CINEMAX сборы кинопрокатчиков и студий с региона вырастут в 2 раза. Вот вам и дополнительный доход для студий, и реинвестированный капитал! Студии будут больше зарабатывать. Шаг за шагом доля Казахстана в сборах СНГ будет расти. Мы относимся к этому региону очень серьезно и реализуем очень качественную маркетинговую стратегию в части продвижения услуг кинопоказа. А возможности огромные — почти 1 млн жителей! Наш ориентир по доле рынка Шымкента запланирован на уровне 80% сборов. Мы ожидаем увеличение выручки CINEMAX за счет этого проекта в 2017 году до 2,5 млрд тенге.
— Как вы планируете развивать CINEMAX дальше?
— Наша следующая цель — Астана, затем другие города. Но есть проблема: крайне мало торгово-развлекательных центров А-класса для формата CINEMAX. Строить обособленное здание под кинотеатр невыгодно, поэтому кинобизнес так активно осваивает площадки ТРЦ, для которых кинотеатр является основным якорем и потокообразующим арендатором. Однако мы не можем зайти в любой ТРЦ, поэтому сейчас ищем подходящее уровню CINEMAX решение для Астаны. Мы проходим наш марафон уверенно, четко выверяя каждый шаг нашей стратегии.
Есть несколько направлений, над которыми мы сейчас работаем, и это не только Казахстан…