Правительство Казахстана одобрило правила реализации расширенных обязательств производителей (импортеров) (РОП). На первом этапе новые правила распространяются на автотранспортные средства, шины, покрышки, резиновые изделия, электрические аккумуляторы, включая сепараторы для них, моторные масла, тормозные жидкости, антифризы. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ТОО «Оператор РОП».
Утилизационный сбор оплачивают импортеры транспортных средств, автопроизводители работающие внутри страны и граждане, купившие автомобили за границей. Базовый размер утильсбора составляет 50 МРП помноженный на коэффициент зависящий от транспортного средства (1 МРП = 2121 тенге). Платеж вносят единожды (по заводскому номеру VIN - код), при первичной постановке в РК автомобиля на учет. Исключение из новых правил - везенные до января машины и уже зарегистрированные в Казахстане авто.
Необходимость введения новых обязательств для производителей и импортеров обусловлена несколькими факторами. Например, износом автопарка: из 4,7 миллиона зарегистрированных в Казахстане транспортных средств 66% - автомобили старше десяти лет.
Кроме того, выброшенные пластиковые детали, аккумуляторы, шины негативно влияют на экосреду и здоровье населения.
«Один литр отработанного моторного масла, вылитого в почву делает непригодным 100-1000 тонн грунтовых вод. Также из 100 миллионов тонн отходов ТБО, лишь 3% идет на переработку. Приоритетные задачи – достичь максимальных показателей переработки ТБО и использования вторичного сырья на внутреннем и внешних рынках», - сообщили в ТОО «Оператор РОП».
По замыслу разработчиков проекта, часть автокомпонентов будет перерабатываться на существующих заводах в Астане, Талдыкоргане, Павлодаре, Карагандинской,Кызылординской областях. Для создания системы утилизации транспортных средств и переработки ТБО, будет использоваться опыт передовых в этой области стран, таких как США, Германия, Швейцария.