Венчурные инвесторы рекомендуют казахстанскому рынку, бизнесу и стартаперам в первую очередь ориентироваться на национальных инвесторов, а не искать поддержки у международных «игроков», сообщает корреспондентцентра деловой информации kapital.kz.
По их мнению, местные казахстанские инвесторы гораздо лучше осведомлены о реалиях внутреннего рынка. И в то же время, могут поспособствовать производству на экспорт уникального отечественного продукта, которого нет на мировом рынке. По их словам, казахстанские инвесторы должны решать проблемы казахстанцев и через эту призму выходить на глобальный рынок. А государство должно помогать этим инвесторам путем устранения бюрократического пресса и принятия соответствующего законодательства.
Так, по словам управляющего партнера венчурного фонда «Altair» Игоря Рябенького
Казахстан пока не присутствует в географии инвестиций этого фонда, который работал в России и Украине, инвестировал в стартапы в странах Европейского союза, а в последнее время финансирует инвестиционные проекты в Израиле и США. Постсоветские страны составляют в портфеле фонда незначительную долю. И на это есть ряд объективных причин.
«Помимо традиционно высокого уровня образования и наличия инновационных идей, нужно наличие еще нескольких факторов. Необходимо понятное законодательство, которое гарантирует и соблюдение интересов инвесторов, и в то же время интересов самих предпринимателей. Должно быть отношение к предпринимателю как к фигуре, которая способствует успеху общества через собственный успех», - признался управляющий партнер фонда «Altair». К тому же, необходимы условия работы для развития проектов при максимальном отсутствии бюрократического пресса.
Кроме того, очень важно создавать всю цепочку жизнедеятельности инновационного предприятия, начиная от роста «ангельского сообщества», которое будет поддерживать даже самые невероятные проекты на ранней стадии. Дальше должны быть венчурные фонды – более зрелые крупные фонды, которые занимаются стадией роста. А затем – стратегические предприятия, которые видят инновационные проекты как цели своей дальнейшей покупки: они стремятся поддерживать с ними отношения на ранней стадии, чтобы потом прорывные для стартапов элементы становились рутинными в зрелых компаниях.
«То есть, если сложить вместе, должно в первую очередь идти отсутствие административного пресса, наличие нормального законодательства, а затем построение «экосистемы» бизнеса. Да она сама построится при наличии первых двух условий, потому что инициатива частного капитала так устроена», - заявил Игорь Рябенький.
Управляющий директор Global Technology Capital Александра Джонсон в свою очередь заметила, что если раньше при финансировании инновационных компаний у инвесторов было правило – если не доеду на велосипеде до офиса компании, то не стану ее финансировать. Но потом настала пора глобализации, когда интересные компании начали возникать повсюду, будь-то Израиль, Бразилия или Китай.
«Но вот эта часть, где ты должен видеть своего предпринимателя не изменилась. Потому что если инвестор не может понимать, что происходит в компании, то лучше в эту компанию ему не входить. Из этого следует, что вам в Казахстане нужны местные инвесторы. Это здорово конечно ждать зарубежного инвестора, который приедет и выпишет вам чек. Но это нереально», - констатировала Александра Джонсон.
По словам управляющего директора Global Technology Capital необходимо оценить свои ресурсы. К примеру, госкомпании в Казахстане зовут предпринимателей кредитоваться у них, так как у казахстанских госкомпаний денег очень много и их нужно вкладывать в стартапы. Значит бизнесу следует пользоваться этим подспорьем, следует работать с госкомпаниями.
«Если можно эти деньги взять, то берите, но при этом понимайте, что как мы инвесторы оцениваем предпринимателя, так и предприниматель должен оценивать инвестора. И не у всех можно брать деньги. Вы знаете, что самый распространенный случай почему не открываются компании. Не потому что там технология не сработала. Во-первых, потому что предприниматели друг с другом перессорились, и команда разошлась. Во-вторых, потому что предприниматель перессорился с инвестором, и компания тоже не смогла дальше жить. Значит, вам нужно просто оценить свои силы, оценить ресурсы того места, в котором вы находитесь и строить компанию, которая заработает деньги для инвестора», - рассказала Александра Джонсон.
По ее словам, инвестор хочет лишь зарабатывать деньги в этом бизнесе. Поэтому если казахские бизнесмены хотят привлечь в свой проект иностранного, международного инвестора, то они должны хорошо знать и разбираться в том, что происходит в мире. Знать, что именно его технология может сыграть свою роль на международном рынке. После чего обязательно необходимо найти способ показать, донести свой проект до международного инвестора. И только тогда он сядет в самолет и прилетит в Казахстан.
Основатель и управляющий партнер венчурного фонда Vestor.in Павел Черкашин заметил, что Казахстан является для него той страной, благодаря которой он вообще начал заниматься предпринимательством и в частности, инвестировать стартапы в качестве «бизнес-ангела».
«Мой первый бизнес зародился, когда из Казахстана в Москву приехал клиент в поисках, кто бы ему сделал веб-сайт и я, ничего не зная об этом, при помощи умной книжки о том, как делать веб-сайты, сделал ему сайт в интернете. А через два года у меня работало 250 человек в офисах Москвы и Алматы. Поэтому я очень близок к рынку Казахстана и всячески желаю ему развиться», - сказал Павел Черкашин.
По словам венчурного инвестора, наша республика должна экспортировать свои «проблемы» и «пути их решения». Потому что весь венчурный инновационный бизнес строится на том, чтобы решать какие-либо проблемы. А когда стартапы из Казахстана пытаются решать проблемы хипстеров в Сан-Франциско, у них это очень плохо получается.
«Нужно обратить внимание на собственные проблемные вопросы. Их нужно вытащить, сформулировать и выбросить в толпу молодых голодных предпринимателей, которые с удовольствием будут пытаться их решить. А деньги и законодательная поддержка подтянутся под эту инфраструктуру, потому что они сами придут туда, где решаются конкретные задачи, а ни какие-то абстрактные проблемы мирового капитализма», - резюмировал Павел Черкашин.