USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
75.02$
+0.150
BTC
99081.80$
+1037.900

Облико морале отечественного туризма

Как вместе с тенге слабеют мечты казахстанцев об отдыхе

Share
Share
Share
Tweet
Share
Облико морале отечественного туризма- Kapital.kz

За годы относительно безбедной жизни практически каждая казахстанская семья, планируя бюджет, находила средства на поездки за рубеж. Не на собственном вертолете и даже не на Land Cruser, но все же – раз в год, к морю, с пресловутым «олинклюзивом». Да и там, за бугром, уже составили четкий портрет казахстанского туриста – сдержанный, воспитанный и очень щедрый. Так было еще вчера. Свои коррективы внесло таргетирование инфляционных процессов, в простонародье – девальвация. И теперь стало происходить очевидное – графа «путешествие» отошла в сторону или вовсе исчезла, оставляя тем самым казахстанские туристические компании в глубоком кризисе.

Небо поможет нам…

То, что казахстанцы перестали ездить в Турцию, Египет, Таиланд как к себе домой, подтверждает и экономический обозреватель Денис Кривошеев, делая при этом важную поправку – речь идет о казахстанцах среднего класса. VIP-туризм, как выяснилось, напротив, процветает в условиях кризиса. Объясняется такой феномен очень просто: пережив долларовый стресс, отечественные олигархи первым делом покупают тур в заморские страны. Однако вернемся к простым смертным. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы посчитать: если вчерашняя путевка в турецкий Кемер в среднем обходилась в 180-200 тыс. тенге, то сегодня выложить за нее придется все 300 тыс. и больше. И ничего здесь не поделаешь, вариант с отказом от доллара в туризме невозможен, впрочем, как и в любой другой сфере, где мы все еще оглядываемся на американскую валюту.

«Я вообще считаю, что вся история отказа от доллара – это некая профанация, полнейший бред. Ну как это возможно, если услуга долларовая! Отели – в долларах, потому что они не на нашей территории, в тенге они принимать не будут. Даже международный самолет, он в большей степени зависит от взлетов, посадок, дозаправок на других территориях, то есть здесь тоже все изменится для Казахстана по ценовым показателям. Вот как бы мы отнеслись к дедолларизации iPhone? Вот это, примерно, то же самое, что и туристическая путевка», – говорит Денис Кривошеев.

С другой стороны, нет худа без добра, размышляет эксперт. Вместе с падением спроса на заграничные путевки может начаться развитие внутреннего туризма, при условии, что здесь удержат цены на прежнем уровне. И, таким образом, досуг казахстанца может быть спасен. Но и здесь не избежать условного наклонения. Обозреватель не исключает, что в кризис может случиться активизация фирм-однодневок, либо уже существующие компании будут вынуждены не совсем корректно попрощаться со своим туристом. Недавние печальные примеры – компании Travel System и «Фараон». Так вот, чтобы избежать партнерства с подобными ТОО и АО, Денис Кривошеев дает ряд совершенно простых и нужных рекомендаций.

«Первое, на что следует обратить внимание, – как работает компания, особенно на то, как много у нее горящих путевок. Чем больше горящих путевок, тем больше кассовый разрыв, тем более неадекватно она работает на рынке, соответственно, вероятность накопления долгов у нее очень большая. Это самое главное. Второе, нужно четко понимать, кто агент, а кто оператор. На мой взгляд, нужно просто смотреть на людей, с которыми вы имеете дело, и не пытаться за условные $200 объездить весь мир. Поймите, если вы платите намного дешевле, чем везде, значит вы покупаете брак. Наблюдайте, смотрите. Сейчас многие шутят: $100 снова стали хорошим подарком на свадьбе, поэтому внимательно следите за своими деньгами», – советует Денис Кривошеев.

Теперь о спасении самой отрасли. Понятно, что ждать помощи извне не приходится. И это к лучшему. Участники рынка, как при сильной простуде, должны сами пережить все этапы кризиса, чтобы потом, как после лихорадки, восстановить силы и продолжить свой бизнес. Хороши все методы, считает эксперт, – сокращения, переезды в более тесные офисы, дифференциация направлений работы, ценовой демпинг. А вот в глобальном масштабе вариантов меньше на порядок.

«Новые направления у нас не откроются, к сожалению, потому что у нас проблемы с авиацией. Но мы последние годы только об этом и говорим – нам нужно открывать небо для конкуренции, закончить все преференции для наших имеющихся авиакомпаний и пойти по пути, по которому в свое время пошла Одесса, потом Грузия – открыть небо и сказать: «Ребята, прилетайте все, кто хочет». Для нас самое важное – это обеспечить товарами и услугами собственное население. А не заниматься созданием непонятных компаний, как внутренних, так и внешних», – делится мнением эксперт.

Будет день – будет пища. Или не будет…

Между тем в офисах туристических компаний – пугающая тишина, а в головах их руководителей – переполох и паника. «Два-три звонка за неделю, продажа одной горящей путевки и заработок в $25», – такую характеристику дают участники рынка происходящему сегодня в отрасли. Подобное положение дел практически в каждой турфирме. Запросы и заявки, оформленные ранее на осенний и зимний сезоны, отменены. Телефоны молчат и только новые скачки доллара вносят невеселое оживление и нервозность. Делать бизнес удается кое-как, между прочим, не без помощи туроператоров, которые, узнав о девальвации в Казахстане, замораживают на сутки, а то и двое, курс доллара, давая время компаниям совершить более-менее выгодную сделку.

«У меня есть надежда на то, что он не будет вот так постоянно скакать. Если 3-4 дня он ведет себя спокойно, определенная часть туристов возвращается. И тогда они что-то покупают. Пусть сокращают дни отдыха, отказываются от «звездности», но намерение есть. Но как только доллар взлетает в очередной раз, все, туриста и след простыл», – говорит директор туристической компании «Инари Турс» Ирина Попович.

«Практически все работаем в убыток. Чтобы хоть что-то вытащить из ситуации, просим операторов, как говорится, «подвинуться». Хорошо «подвинулись» в Турции, в Египте, в Таиланде, Европа не «подвинулась» вообще. Я здесь говорю об их прибыли, которую они согласились или не согласились уменьшить. Вы знаете, операторы все это отслеживают самостоятельно и они лучше нас знают, когда в Казахстане праздники, каникулы и девальвация», – делится своим опытом директор туркомпании Kazakhstan Opened Лола Карапулько.

Порой доходит до абсурда, говорят в туркомпаниях. Имея на руках заказ и начиная его обслуживать, нередко менеджеры просто не успевают «добежать» до туроператоров, как курс доллара в Казахстане уже другой. Постоянно обращаться к практике продажи горящих путевок – значит своему бизнесу рыть могилу. Привыкнув к ценам в $500 за роскошный тур, казахстанцы не захотят принимать новые расценки, которые обязательно будут после стабилизации курса доллара. Словом, необходимость принимать меры становится все четче и яснее с каждым днем.

«Мой самый пессимистический прогноз – сокращу менеджеров, найду меньшую арендную площадь, как-то буду пережидать этот момент. Но из туризма при любом развитии событий не уйду. Это дело, которое я люблю и не хочу от него отказываться», – говорит Ирина Попович.

«Я вообще по натуре оптимист, на рынке мы давно и с хорошей репутацией, надеюсь, что люди нам доверяют. Столько событий в один год произошло – аферисты эти, девальвация. Бог нас уберег от ошибок. Касательно кризиса, если, как говорится, припрет, сначала сокращу зарплаты, потом, если не смогу тащить дальше, сокращу людей, могу даже остаться одна, в прошлый кризис я так и работала. Но очень надеюсь, что такого не случится, потому что мне мои сотрудники дороги», – делится планами Лола Карапулько.

Тенденции на рынке тем временем самые разные. Ощутимо стоимость туристической путевки не изменилась, в долларовом эквиваленте. Хотя, по наблюдениям Лолы Карапулько, тот же Египет и в тех же долларах казахстанцам нынче обходится заметно дешевле, чем еще год назад. Многие компании уже начали работу по расширению направлений своей деятельности. В перечень услуг многих турфирм дополнительно включены «образование за рубежом» и «лечение за рубежом». В сфере заграничного обучения также наступил кризис. А вот от лечения наши соотечественники не отказываются, во всяком случае вынуждены не отказываться.

В межсезонье и рак – рыба…

Не паниковать! Такой настрой у директора Казахстанской туристской ассоциации Рашиды Шайкеновой. Многолетний опыт работы в туризме позволяет ей делать весьма аргументированные выводы. Во-первых, по мнению главы ассоциации, сейчас сложно вообще понять, насколько плохи или, может, даже хороши дела туркомпаний. Поскольку наступила осень, известная в туризме как межсезонье.

«Абсолютно однозначно, что сегодня мы имеем дело с падением спроса на туристические услуги. Но вы проводите опрос не в самое благоприятное время, сейчас период межсезонья, летний сезон закончился, и сейчас начинаются продажи на зимний отдых или осенний. Очевидно, что сегодня рынок сталкивается с ситуацией, когда этого спроса во второй половине сентября на осенне-зимний период еще пока нет. Поэтому я тоже, так же как и вы, разговариваю с рынком. Есть компании, которые говорят о 70% падения спроса, есть компании, которые не уменьшают эту цифру. То есть в сентябре очень сложно увидеть тенденцию. Этот период не совсем является показательным», – говорит Рашида Шайкенова.

Мы имеем то, что имеем, считают в ассоциации. Другими словами, туркомпаниям нужно просто набраться терпения, вооружиться новыми инструментами развития бизнеса и противостоять всем угрозам. Тем более что в любой момент ситуация может повернуться в обратную сторону.

«Мы не являемся обособленным рынком или отраслью, мы живем в стране, которая сейчас прошла девальвационные процессы. Каждое утро смотрим курсы в обменных пунктах, смотрим информацию Нацбанка, пытаемся понять, что нас ожидает завтра. При всем при этом, я думаю, желание путешествовать у людей как было, так и останется. Я надеюсь, что туристическому рынку удастся пережить период сложного финансового состояния. В то же время, как говорили китайцы, такие финансово сложные периоды – это еще и дополнительные возможности. Возможности для наших компаний – для структурирования их бизнеса, для того чтобы понять, какие ресурсы нужны, какие лишние, возможно, нужны новые направления, новые продукты, для того чтобы стабильно завоевывать внимание своего потребителя», – говорит Шайкенова.

По данным руководителя ассоциации, ежегодно рост спроса на услуги туристических компаний в Казахстане составляет 18-20%. Остается надеяться, что по итогам текущего года – весьма знаменательного не только для туристского рынка, но и для национальной экономики в целом, – эта цифра лишь немного уменьшится, дав время отечественным турфирмам на совершенствование своей деятельности, а туристам – на накопление новых сил и возможностей перед отпуском за рубежом

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.