За годы относительно безбедной жизни практически каждая казахстанская семья, планируя бюджет, находила средства на поездки за рубеж. Не на собственном вертолете и даже не на Land Cruser, но все же – раз в год, к морю, с пресловутым «олинклюзивом». Да и там, за бугром, уже составили четкий портрет казахстанского туриста – сдержанный, воспитанный и очень щедрый. Так было еще вчера. Свои коррективы внесло таргетирование инфляционных процессов, в простонародье – девальвация. И теперь стало происходить очевидное – графа «путешествие» отошла в сторону или вовсе исчезла, оставляя тем самым казахстанские туристические компании в глубоком кризисе.
Небо поможет нам…
То, что казахстанцы перестали ездить в Турцию, Египет, Таиланд как к себе домой, подтверждает и экономический обозреватель Денис Кривошеев, делая при этом важную поправку – речь идет о казахстанцах среднего класса. VIP-туризм, как выяснилось, напротив, процветает в условиях кризиса. Объясняется такой феномен очень просто: пережив долларовый стресс, отечественные олигархи первым делом покупают тур в заморские страны. Однако вернемся к простым смертным. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы посчитать: если вчерашняя путевка в турецкий Кемер в среднем обходилась в 180-200 тыс. тенге, то сегодня выложить за нее придется все 300 тыс. и больше. И ничего здесь не поделаешь, вариант с отказом от доллара в туризме невозможен, впрочем, как и в любой другой сфере, где мы все еще оглядываемся на американскую валюту.
«Я вообще считаю, что вся история отказа от доллара – это некая профанация, полнейший бред. Ну как это возможно, если услуга долларовая! Отели – в долларах, потому что они не на нашей территории, в тенге они принимать не будут. Даже международный самолет, он в большей степени зависит от взлетов, посадок, дозаправок на других территориях, то есть здесь тоже все изменится для Казахстана по ценовым показателям. Вот как бы мы отнеслись к дедолларизации iPhone? Вот это, примерно, то же самое, что и туристическая путевка», – говорит Денис Кривошеев.
С другой стороны, нет худа без добра, размышляет эксперт. Вместе с падением спроса на заграничные путевки может начаться развитие внутреннего туризма, при условии, что здесь удержат цены на прежнем уровне. И, таким образом, досуг казахстанца может быть спасен. Но и здесь не избежать условного наклонения. Обозреватель не исключает, что в кризис может случиться активизация фирм-однодневок, либо уже существующие компании будут вынуждены не совсем корректно попрощаться со своим туристом. Недавние печальные примеры – компании Travel System и «Фараон». Так вот, чтобы избежать партнерства с подобными ТОО и АО, Денис Кривошеев дает ряд совершенно простых и нужных рекомендаций.
«Первое, на что следует обратить внимание, – как работает компания, особенно на то, как много у нее горящих путевок. Чем больше горящих путевок, тем больше кассовый разрыв, тем более неадекватно она работает на рынке, соответственно, вероятность накопления долгов у нее очень большая. Это самое главное. Второе, нужно четко понимать, кто агент, а кто оператор. На мой взгляд, нужно просто смотреть на людей, с которыми вы имеете дело, и не пытаться за условные $200 объездить весь мир. Поймите, если вы платите намного дешевле, чем везде, значит вы покупаете брак. Наблюдайте, смотрите. Сейчас многие шутят: $100 снова стали хорошим подарком на свадьбе, поэтому внимательно следите за своими деньгами», – советует Денис Кривошеев.
Теперь о спасении самой отрасли. Понятно, что ждать помощи извне не приходится. И это к лучшему. Участники рынка, как при сильной простуде, должны сами пережить все этапы кризиса, чтобы потом, как после лихорадки, восстановить силы и продолжить свой бизнес. Хороши все методы, считает эксперт, – сокращения, переезды в более тесные офисы, дифференциация направлений работы, ценовой демпинг. А вот в глобальном масштабе вариантов меньше на порядок.
«Новые направления у нас не откроются, к сожалению, потому что у нас проблемы с авиацией. Но мы последние годы только об этом и говорим – нам нужно открывать небо для конкуренции, закончить все преференции для наших имеющихся авиакомпаний и пойти по пути, по которому в свое время пошла Одесса, потом Грузия – открыть небо и сказать: «Ребята, прилетайте все, кто хочет». Для нас самое важное – это обеспечить товарами и услугами собственное население. А не заниматься созданием непонятных компаний, как внутренних, так и внешних», – делится мнением эксперт.
Будет день – будет пища. Или не будет…
Между тем в офисах туристических компаний – пугающая тишина, а в головах их руководителей – переполох и паника. «Два-три звонка за неделю, продажа одной горящей путевки и заработок в $25», – такую характеристику дают участники рынка происходящему сегодня в отрасли. Подобное положение дел практически в каждой турфирме. Запросы и заявки, оформленные ранее на осенний и зимний сезоны, отменены. Телефоны молчат и только новые скачки доллара вносят невеселое оживление и нервозность. Делать бизнес удается кое-как, между прочим, не без помощи туроператоров, которые, узнав о девальвации в Казахстане, замораживают на сутки, а то и двое, курс доллара, давая время компаниям совершить более-менее выгодную сделку.
«У меня есть надежда на то, что он не будет вот так постоянно скакать. Если 3-4 дня он ведет себя спокойно, определенная часть туристов возвращается. И тогда они что-то покупают. Пусть сокращают дни отдыха, отказываются от «звездности», но намерение есть. Но как только доллар взлетает в очередной раз, все, туриста и след простыл», – говорит директор туристической компании «Инари Турс» Ирина Попович.
«Практически все работаем в убыток. Чтобы хоть что-то вытащить из ситуации, просим операторов, как говорится, «подвинуться». Хорошо «подвинулись» в Турции, в Египте, в Таиланде, Европа не «подвинулась» вообще. Я здесь говорю об их прибыли, которую они согласились или не согласились уменьшить. Вы знаете, операторы все это отслеживают самостоятельно и они лучше нас знают, когда в Казахстане праздники, каникулы и девальвация», – делится своим опытом директор туркомпании Kazakhstan Opened Лола Карапулько.
Порой доходит до абсурда, говорят в туркомпаниях. Имея на руках заказ и начиная его обслуживать, нередко менеджеры просто не успевают «добежать» до туроператоров, как курс доллара в Казахстане уже другой. Постоянно обращаться к практике продажи горящих путевок – значит своему бизнесу рыть могилу. Привыкнув к ценам в $500 за роскошный тур, казахстанцы не захотят принимать новые расценки, которые обязательно будут после стабилизации курса доллара. Словом, необходимость принимать меры становится все четче и яснее с каждым днем.
«Мой самый пессимистический прогноз – сокращу менеджеров, найду меньшую арендную площадь, как-то буду пережидать этот момент. Но из туризма при любом развитии событий не уйду. Это дело, которое я люблю и не хочу от него отказываться», – говорит Ирина Попович.
«Я вообще по натуре оптимист, на рынке мы давно и с хорошей репутацией, надеюсь, что люди нам доверяют. Столько событий в один год произошло – аферисты эти, девальвация. Бог нас уберег от ошибок. Касательно кризиса, если, как говорится, припрет, сначала сокращу зарплаты, потом, если не смогу тащить дальше, сокращу людей, могу даже остаться одна, в прошлый кризис я так и работала. Но очень надеюсь, что такого не случится, потому что мне мои сотрудники дороги», – делится планами Лола Карапулько.
Тенденции на рынке тем временем самые разные. Ощутимо стоимость туристической путевки не изменилась, в долларовом эквиваленте. Хотя, по наблюдениям Лолы Карапулько, тот же Египет и в тех же долларах казахстанцам нынче обходится заметно дешевле, чем еще год назад. Многие компании уже начали работу по расширению направлений своей деятельности. В перечень услуг многих турфирм дополнительно включены «образование за рубежом» и «лечение за рубежом». В сфере заграничного обучения также наступил кризис. А вот от лечения наши соотечественники не отказываются, во всяком случае вынуждены не отказываться.
В межсезонье и рак – рыба…
Не паниковать! Такой настрой у директора Казахстанской туристской ассоциации Рашиды Шайкеновой. Многолетний опыт работы в туризме позволяет ей делать весьма аргументированные выводы. Во-первых, по мнению главы ассоциации, сейчас сложно вообще понять, насколько плохи или, может, даже хороши дела туркомпаний. Поскольку наступила осень, известная в туризме как межсезонье.
«Абсолютно однозначно, что сегодня мы имеем дело с падением спроса на туристические услуги. Но вы проводите опрос не в самое благоприятное время, сейчас период межсезонья, летний сезон закончился, и сейчас начинаются продажи на зимний отдых или осенний. Очевидно, что сегодня рынок сталкивается с ситуацией, когда этого спроса во второй половине сентября на осенне-зимний период еще пока нет. Поэтому я тоже, так же как и вы, разговариваю с рынком. Есть компании, которые говорят о 70% падения спроса, есть компании, которые не уменьшают эту цифру. То есть в сентябре очень сложно увидеть тенденцию. Этот период не совсем является показательным», – говорит Рашида Шайкенова.
Мы имеем то, что имеем, считают в ассоциации. Другими словами, туркомпаниям нужно просто набраться терпения, вооружиться новыми инструментами развития бизнеса и противостоять всем угрозам. Тем более что в любой момент ситуация может повернуться в обратную сторону.
«Мы не являемся обособленным рынком или отраслью, мы живем в стране, которая сейчас прошла девальвационные процессы. Каждое утро смотрим курсы в обменных пунктах, смотрим информацию Нацбанка, пытаемся понять, что нас ожидает завтра. При всем при этом, я думаю, желание путешествовать у людей как было, так и останется. Я надеюсь, что туристическому рынку удастся пережить период сложного финансового состояния. В то же время, как говорили китайцы, такие финансово сложные периоды – это еще и дополнительные возможности. Возможности для наших компаний – для структурирования их бизнеса, для того чтобы понять, какие ресурсы нужны, какие лишние, возможно, нужны новые направления, новые продукты, для того чтобы стабильно завоевывать внимание своего потребителя», – говорит Шайкенова.
По данным руководителя ассоциации, ежегодно рост спроса на услуги туристических компаний в Казахстане составляет 18-20%. Остается надеяться, что по итогам текущего года – весьма знаменательного не только для туристского рынка, но и для национальной экономики в целом, – эта цифра лишь немного уменьшится, дав время отечественным турфирмам на совершенствование своей деятельности, а туристам – на накопление новых сил и возможностей перед отпуском за рубежом