С 5 мая Казахстан ввел послабления, а это значит, что бизнес начнет поэтапное возвращение к работе. По мнению Тимура Кулибаева, туризм одна из отраслей, которая должна получить поддержку в посткарантинный период. На встрече с главой Нацпалаты предприниматели не скрывали своих опасений за судьбу отрасли и вносили предложения.
Участники туррынка говорят, что с февраля лишились прибыли, но продолжали выплачивать налоги, заработную плату сотрудникам и аренду помещений. Главное с чем придется столкнуться турбизнесу – возврат денег за несостоявшиеся туры.
«Учитывая, что в Казахстане был объявлен режим ЧП и были закрыты границы. Также, принимая во внимание, что в регионе продлен режим карантина, и аэропорт города не возобновлен, не восстановлены межрегиональные и международные авиасообщения, закрыты границы, отрасль на сегодняшний день не имеет никаких доходов. Предприятия все еще несут расходы, связанные с коммунальными выплатами, по аренде помещений, а также, выплате заработных плат сотрудникам», - рассказал о ситуации директор ИП «Easy Travel» Нуралхан Бисенов из Атырау.
По его словам, если клиент будет требовать вернуть денежные средства за путевку — он свои деньги получит. Туроператоры одномоментно должны будут вернуть 3,8 млрд тенге. Однако основная часть полученных от клиентов средств – это 4,6 млрд тенге, уже переведена поставщикам услуг (авиакомпаниям, отелям, принимающим компаниям в разных странах) и заблокирована поставщиками.
«Люди остались без работы и средств к существованию, туристы требуют возврата денежных средств по отменным рейсам и турам с турагенств, где приобретали туристические путевки. И они имеют на это полное права, а мы должны вернуть деньги», - говорит директор турагентства.
Турагенты, в свою очередь, не могут вернуть деньги клиентам, так как они не были возвращены от авиакомпаний и туроператов. А туроператоры не имеют возможности вернуть средства турагентам
«Данное обстоятельство связано с тем, что возвраты за авиабилеты не производятся авиакомпаниями, ссылаясь на возврат после возобновления полетной программы», - пояснил Нуралхан Бисенов.
Альтернативой в решении проблемы, по мнению бизнес-сообщества, может стать ваучер. Это может быть как возврат денег, так и ваучер. Чтобы этот вариант был более привлекательным, предприниматели предлагают продлить срок его действия на год. По условиям, ваучер должен обеспечивать туристу возможность поехать отдыхать тем же или аналогичным маршрутом с сохранением уровня сервиса на ранее оплаченную сумму.
Нурлахан Бисенов подчеркнул, что туроператоры обязуются обеспечить исполнения условий договора без потерь для туристов, но для этого им нужна помощь. Предприниматели просят МИД РК направить письма в туристские администрации зарубежных стран с просьбой о содействии со стороны отелей в возврате средств или в предоставлении размещения казахстанским туристам на условиях сделанных в период
пандемии броней, без повышения стоимости проживания. Также рассмотреть возможность изменения порядка функционирования системы гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма в части «разморозки» банковских гарантий туроператоров и снижения сумм гарантий.
Если говорить о развитии внутреннего туризма, то и здесь возникают сложности. Учредитель санатория «Нурбеген» Аина Баемирова из Уральска рассказывает, что их санаторий рассчитан на 125 мест, но с 20 марта посетителей не принимает. Несмотря на отсутствие доходов, предприниматель оплачивает коммунальные услуги в размере 1 млн тенге в месяц. Кроме того, пропали закупленные на 5 млн тенге продукты.
«Отсрочку мы не получили. Сотрудники были отправлены в отпуск за свой счет на три месяца. В штате числится 35 человек, 20 работают по договору. Сотрудники подавали на 42500, получили 2 раза. Из каких средств дальше платить минимальную зарплату непонятно. Денег на счетах нет, пришлось взять кредит на содержание санатория. Налоговые льготы не получили», - рассказала Аина Баемирова.
Она уверенна, что, во-первых, бизнесу необходимы отсрочки по комуслугам хотя бы до октября. Во-вторых, просят отменить налог на имущество и внести изменения в постановление от 20 марта.
«Бизнес больше всего озабочен вопросом заработной платы сотрудникам. Терять штат никто не хочет. После открытия мы были бы рады, если госканалы дадут рекламу нашего турпродукта бесплатно. Для казахстанцев, которые остались без отдыха и пересмотрели семейный бюджет можно рассмотреть вариант беспроцентного кредита для внутренних путешествий», - предложила предприниматель.
В свою очередь директор ИП «Easy Travel» Нуралхан Бисенов предлагает увеличить сроки по отсрочке обязательных налоговых отчислений и КПН на 12 месяцев. Напомним, что такая отсрочка действует 3 месяца.
«Учитывая, что сфера туризма за предоставленный период не реанимируется, туристские компании не смогут выплатить данные обязательства, вследствие чего функционирующие предприятия уйдут в убыток и/или вынужденно закроются. Таким образом, пострадает вся отрасль туризма региона», - сказал Нуралхан Бисенов.
При условиях карантинного режима, предприятия в сфере страдают от нехватки оборотных средств, подчеркнула Президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов, руководитель Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова. В городе Алматы насчитывается 341 гостиница, 143 хостела, 692 тур агентств. Из общего числа порядка 70% субъектов данной отрасли оказались на грани банкротства.
По данным ассоциации, более 76% руководителей отметили нехватку средств как одну из самых острых проблем на данный момент. Если не будет решения вопроса, предположительно более 21% компаний могут обанкротиться.
«Бизнес имеет сложности с получением кредита, так как не имеют свободного собственного имущества или места предоставления услуг зачастую арендуются. Жилье предпринимателя, как правило, выступает обеспечением в рамках ипотечных кредитов. При этом гарантия АО «ФРП «Даму» БВУ не рассматривается полностью, в лучшем случае не более 30% от суммы запрашиваемых кредитов. Деятельность тур операторов является более интеллектуальной и не предполагает наличие твердых залогов. Предлагаю рассмотреть возможность кредитования субъектов туризма со 100% гарантией АО «ФРП «Даму», - говорит Шайкенова.
Казахстанские предприниматели озадачены выплатой заработных плат, так как из отпуска без содержания сотрудникам необходимо выходить на работу. Бизнес предложил разработать туристскую программу, предусматривающую льготное кредитование туристическим компаниям за счет выделения государственных средств для получения займов по минимальным процентным ставкам (3-5%) через БВУ.
Пособие в размере 42 500 тенге предусмотрено для: работников малого, среднего и крупного бизнеса (на ИП, ТОО), самозанятых и индивидуальных предпринимателей. По словам вице-министра труда и социальной защиты населения Акмади Сарбасова, впервые назначено 4,6 млн выплат на сумму 194,2 млрд тенге, из них 3,7 млн в первом, 834 тыс. во втором месяце на сумму 35,4 млрд тенге. 2,9 млн человек выплаты были продлены на второй месяц, выплачено 122,2 млрд тенге.
«Атамекен» с начала объявления режима чрезвычайного происшествия направил в канцелярию Премьер-Министра РК и Министерство культуры и спорта РК 5 пакетов предложений по антикризисным мерам поддержки туристской отрасли. На данный момент Нацпалата ведет совместную работу с госорганами и бизнесом по инвентаризации маршрутов, начата работа по совместной с «НК «Kazakh Tourism» Дорожной карте по формированию национального туристского продукта, реализации мер государственной поддержки отрасли и антикризисных мер.
Озвученные бизнесом проблемы по выходу из карантина «Атамекен» собрал для изучения. На основе имеющейся информации будет подготовлен очередной пакет мер поддержки бизнеса, который будет передан на рассмотрение правительству. Стоит отметить, что приоритетом останется занятость, и основная часть мер будет направлен на предприятия, готовые сохранить рабочие места в посткарантинный период.