Данияр Кесикбаев – самая обсуждаемая персона месяца не только в Казахстане, но и за пределами страны – в Малайзии. После женитьбы на дочери премьер-министра этой страны Данияр постоянно находится под пристальным вниманием прессы. После нескольких торжественных церемоний на родине невесты очередь наконец-то дошла и до Алматы. Свадьба состоялась в прошлую субботу в отеле RoyalTulip. Деловому еженедельнику «Капитал.kz» удалось задать Данияру Кесикбаеву несколько вопросов о его дальнейших планах, а также узнать стоимость свадьбы такого уровня.
- Ваша свадьба на родине активно обсуждается в интернете. Вы знаете, что вы первый в списке запросов в Google и держите позиции «топ» в рейтингах новостей?
- Я прилетел в Алматы на несколько дней и практически все это время был занят свадебными делами. Поэтому заглядывать в социальные сети, следить за тем, что пишут и что говорят, у меня возможности не было. Я обязательно почитаю чуть позже и, если будет возможность, отвечу на все вопросы в мой адрес. Стараюсь быть открытым, насколько это возможно. Даже пригласил на свадьбу журналистов и блогеров во избежание кривотолков. По-моему, для Казахстана это явление достаточно новое, хотя в мире это практикуется и считается вполне нормальным. Но мне сказали, что этот мой поступок вместо борьбы со старыми слухами породил новые.
- Осмелюсь озвучить самые популярные вопросы, которые интересуют нашу общественность: сколько средств было затрачено на вашу свадьбу?
- Организацией церемонии и всем, что проходило в Алматы, занималась моя мама – Майра Курмангалиева. На празднование прилетели 220 человек из Малайзии – это близкие родственники и друзья моего тестя, премьер-министра Малайзии, Наджиба Разака. Обойтись без церемонии на родине мы не могли, поэтому, как и было запланировано, 18 апреля мы с Нурианой поженились по законам Казахстана и обрядам моего народа. Свадебная церемония обошлась нам примерно в $120 000. Гости из Малайзии свои перелеты оплачивали сами.
- Почему не было заявленных ранее VIP-персон?
- Повторюсь, свадьбой занималась мама, ей эти хлопоты были в радость. Список гостей она тоже составляла сама. Был еще другой список, который предоставил тесть, он первое лицо другого государства, и такие приглашения предусмотрены дипломатическим протоколом. Но и этот список гостей я не видел. Лично не знаком ни с кем из VIP-персон. Я лишь озвучил имена своих близких друзей, которых хотел бы видеть на свадьбе, они все были. Могу сказать одно: мы понимали, что торжество пройдет накануне выборов, поэтому Наджиб Разак с уважением и пониманием принял тот факт, что на свадьбу не смогли приехать многие наши политические деятели. Ведь это и не было нашей главной целью. Могу сказать, что делегация из Малайзии прибыла в Алматы на три дня и улетела в очень хорошем настроении. Была хорошая погода, все гости могли вдоволь насладиться нашей природой, отведать блюда национальной кухни, а также познакомиться с нашими традициями и обычаями.
- Говорили, что вам и вашей маме запрещено въезжать в Казахстан…
- Вы же видели и меня, и мою маму на свадьбе в Алматы? К сожалению, наши средства массовой информации часто публикуют недостоверную информацию. А потом она еще и обрастает невероятными подробностями в социальных сетях. И до свадьбы я достаточно часто бывал в Казахстане по делам, всегда пускали, никаких проблем не возникало.
- Был ли ваш родной отец на свадьбе?
- Да, мой папа был приглашен на свадьбу и праздновал этот день со мной в Алматы.
- В интервью вы часто употребляете «наш», «наше». Вы патриот своей страны? Где планируете голосовать?
- Я родился и вырос в Казахстане и ассоциирую себя только со своей страной. Открыт миру, но свое будущее я все же вижу в Казахстане. К сожалению, в день выборов не смогу голосовать на своем избирательном участке по месту прописки, но обязательно пойду в посольство в Куала-Лумпуре и отдам свой голос за Елбасы. Я с уважением отношусь к его политике и полностью поддерживаю нашего президента.
- То есть вы планируете работать в Казахстане? В какой бизнес будете инвестировать? И если не секрет, то с какой суммы планируете начинать? Можно подробнее, какой будет ваш бизнес в РК?
- У меня есть мысли заняться предпринимательской деятельностью в Казахстане. Они были и раньше, просто все эти праздничные мероприятия заняли очень много времени. Скоро вместе с моими консультантами мы вернемся к этому вопросу. Однозначно могу сказать, что это будет бизнес в сфере IT, я вижу за этим будущее. Есть такое понятие InternetofThings («интернет вещей». – Авт.), то есть когда мы все будем делать через интернет – вызывать такси, заказывать еду, покупать продукты. Я понимаю, что многое уже есть сейчас, но я готов развивать это дальше. Уверен, скоро будет большой спрос в сфере анализа информации, а самая главная задача – сделать эту информацию полезной. И на нее будет большой спрос – не только у государства, но и у коммерческих компаний. Может, это кажется сейчас необъяснимым, неосязаемым, но через несколько лет мы станем потреблять эту информацию и платить за нее будем очень дорого. Я не готов сейчас озвучить точную сумму инвестиций, потому что этот вопрос все еще открыт для меня, давайте вернемся к нему, как только у проекта появятся реальные очертания. Например, в Малайзии мы уже работаем в этой сфере и достаточно успешно.
- То есть вы уже возвращаетесь в Казахстан с готовым проектом? Когда это примерно случится и что это будет за проект?
- Пока я работаю на рынках Малайзии и Америки, в Казахстане на этот бизнес спроса нет. Но я считаю, что рынок Казахстана не стоит на месте и уровень потребления информации растет. Еще 2-3 года, и наша страна догонит Малайзию. Для себя определил срок от двух до пяти лет. И я вернусь, буду трудиться на благо государства. Сложно говорить о стоимости проекта. Если рассматривать Facebook– если убрать всю базу данных, то капитал будет около $6 млрд, а если с ней, то $146 млрд. Все зависит от того, кто анализирует компанию. Точно могу сказать: спрос будет.
- Данияр, когда вы запустите свой проект в Казахстане, планируете ли вы строить политическую карьеру?
- Пока я хотел бы сосредоточиться на бизнесе. В силу обстоятельств политики в моей семье сейчас предостаточно. Не исключаю, что через 10-20 лет захочу попробовать себя в политике, но сейчас думать об этом рано. Пока моя цель – развитие в Казахстане IT-индустрии. Считаю своей обязанностью развивать и способствовать росту своего государства именно в этой сфере.
- Если я не ошибаюсь, в Казахстане уже есть бизнес-среда в IT-сфере. Не боитесь конкуренции?
- Конкуренция необходима. Считаю, что в условиях конкурентного рынка будет интереснее развивать и строить свой бизнес. Это как в спорте – больше шансов на успех, если твой конкурент силен. Наоборот, буду с честью принимать и развивать свой бизнес.
- Ваша супруга Нуриана чем планирует заниматься? Приедет ли она с вами в Казахстан?
- В данный момент Нуриана работает в венчурной организации в Малайзии. Она поступила в Wharton Business School, на данный момент это считается школа № 1 в Америке. Пока она будет повышать свое образование.
- Вернемся к обсуждаемым темам, чтобы закрыть все открытые вопросы. Как вы прокомментируете информацию с кольцом за $6,5 млн вашей мамы, о котором пишут все СМИ?
- Отличный пример того, как ничего не значащая история вдруг появляется у всех на устах и обрастает невероятными слухами. И скорость распространения этой информации невероятна, поэтому я и хотел бы все это изучать и анализировать в своих DATA-центрах. Кольцо действительно было, его прислал в Куала-Лумпур мамин ювелир, чтобы она посмотрела, примерила и в случае чего смогла купить. Было это в 2011 году. Но как его прислали, так же его и отправили назад, так как маме украшение не понравилось. Факта покупки этого кольца нет, сейчас мы документально подтверждаем все эти данные во избежание дальнейших кривотолков.
- Как вы прокомментируете ситуацию с катастрофой вертолета с гостями, летевшими с вашей свадьбы? Почему не был объявлен траур? Может, стоило отменить свадьбу в Казахстане?
- Это сложный для меня вопрос, стоивший немало нервов. Трагедия, произошедшая в окрестностях Куала-Лумпура, действительно ужасна. Премьер-министр Малайзии призвал следствие разобраться в инциденте и наказать виновных. Мы долго думали, отменять свадьбу в Казахстане или нет. Но, как я уже сказал, как бы мы этого ни пытались избежать, политики в моей семье достаточно много. В Казахстане звучали обвинения в том, что все свадьбы проходят в Малайзии, а сторона жениха остается не у дел, что это противоречит казахским традициям. Поэтому было решено свадьбу тут все-таки провести, но сделать ее скромной, без лишней помпы, без алкоголя и выступлений мировых звезд. Вы на этой свадьбе были и мои слова можете подтвердить.
Фото: Канат Бейсекеев, Жомарт Аралбайулы