Рынок казахстанского handmade находится пока на начальном этапе развития, однако уже сегодня мастеров становится все больше. Украинский же рынок достаточно сформирован, хотя все еще проходит процесс становления, утверждают его участники.
Еще в 2013 году в Киеве насчитывалось более 30 магазинов, продающих товары handmade. В том же году, по оценке участников рынка, его объем в течение последних трех лет вырос до $700 тыс., то есть на 500%.
«В Украине, как, в общем, и во всем мире, хендмейд возрождает свою былую популярность. Все больше украинцев готовы отказываться от товаров массового производства в пользу экологических и уникальных изделий ручной работы. Хендмейд – это модно!» – отмечает администрация «HandmadeЯрмарки» (skrmaster.kz).
По словам создателей сайта, целью было объединить украинских мастеров, собрать их работы на одном интернет-ресурсе и сделать его действенным, привлекательным для покупателей. Сегодня на «Ярмарке» представлены работы почти 13 тыс. мастеров со всего СНГ, и их число постоянно растет.
«Сейчас, когда были открыты версии «Ярмарки» в Казахстане, России, Беларуси, нашей целью является привлечение мастеров из этих стран и выведение «Ярмарки» на качественно новый, международный уровень. В ближайшем будущем запланировано открытие и европейских версий сайта», – добавили представители «Ярмарки».
В Украине рукоделие имеет богатые традиции, особенно если речь идет о вышивании, гончарстве, изобразительном искусстве, отмечает Ирина Ваньо, руководитель проекта «Золотые руки» (zolotiruky.in.ua), украинского handmade-сообщества. «Но если говорить о рынке хендмейда, то в Украине он все еще находится на этапе становления, до полного заполнения рынка пока очень далеко. И конкуренции как таковой нет – большинство мастеров работают в своем неповторимом жанре, воспринимают друг друга, скорее, как коллег по цеху», – рассказала она «Капитал.kz».
В настоящее время рукоделие в Украине развивается очень активно. «С каждым годом открывается все больше магазинов с материалами для творчества, в каждом городе проходят специализированные выставки-продажи товаров ручной работы, тренд DIY (Do It Yourself – «Сделай это сам») набирает обороты, – продолжает Ирина Ваньо. – Но до сих пор актуальной остается проблема отсутствия четкого разграничения понятий «хобби» и «бизнес». Вязание в нерабочее время и продажа нескольких единиц своим соседям или знакомым еще не выводит вас на рельсы реального бизнеса».
Здесь надо работать настойчиво, привлекая эффективные инструменты маркетинга, добавляет руководитель проекта «Золотые руки». С другой стороны, украинский потребитель пока не научился оценивать по достоинству преимущества товаров, сделанных вручную, «в частности, когда речь идет о высокой стоимости продукции. Мастера предлагают свои цены, все очень индивидуально – как правило, на 10-100% (бывает и больше) выше себестоимости», подчеркнула Ирина Ваньо.
В то же время хендмейд имеет не только творческий потенциал, но и патриотический. «Последние события в Украине стимулируют handmade-производителей создавать товары в национальном стиле, чаще обращаться к стилю этно, углубляться в свою историю, экспериментировать с сочетанием традиционного и новаторского. Как следствие, появляется большой спрос на патриотические одежду, аксессуары и украшения с национальной символикой, игрушки в виде известных украинских героев, персонажей и т.д. – украинские потребители хотят подчеркнуть свою индивидуальность, выразить гражданскую позицию», – говорит руководитель проекта «Золотые руки».
По предварительным оценкам, товары ручной работы в Украине исчисляются несколькими десятками тысяч. Основными покупателями такой продукции, по статистике, являются женщины.
«Большинство работ на «Ярмарке» ориентировано именно на женщин. Не удивительно, что особой популярностью у покупателей пользуются украшения. Женщины всегда уделяли много внимания своему внешнему виду, стремились быть неотразимыми и неповторимыми, а, надев уникальное украшение ручной работы, можно быть уверенной, что по пути, например, на работу или с работы вы не встретите еще кого-то с такими же аксессуарами», – подчеркнули в администрации «Ярмарки».
По мнению представителей «Ярмарки», последними трендами являются кулоны, серьги с натуральными цветами, залитыми эпоксидной смолой, и обручи, венки для волос с искусственными цветами.
«Нередко к нам заглядывают и мужчины. Среди мужских изделий в последнее время в тренде галстуки с традиционной вышивкой, запонки, кожаные портмоне. Не остаются без внимания и игрушки ручной работы. Причем все. И куклы, и зверюшки, и мультяшные герои. Ведь приятнее, когда ребенок играет не китайской пластмассовой игрушкой, а экологически чистой, теплой, уникальной вещицей, в которую мастер вложил частичку своей души. Стоит еще вспомнить о канцелярии ручной работы. Это разнообразные софт-буки (блокноты, кулинарные книги, обшитые тканью с яркими принтами), фотоальбомы для детей и взрослых в технике скрапбукинга», – отмечают в администрации «Ярмарки».
На сегодня больше всего продаются эксклюзивные авторские товары с невысокой стоимостью, говорит Ирина Ваньо. «Топ-5 лидеров продаж на нашем сайте выглядит следующим образом: украшения, аксессуары (чехлы, сумки, кошельки), косметика, игрушки ручной работы, а также практические товары для дома – посуда, текстиль. Ценовая шкала – 50-500 гривен», – добавила она. (335-3350 тенге – прим. автора)
Популярным направлением деятельности, по ее словам, является и изготовление натурального мыла и косметики, но для этого, конечно же, нужны хорошие знания в области медицины и косметологии. В период праздников продажи возрастают в несколько раз.
Глаза боятся, а продажи растут
Очень многие казахстанские умельцы делают что-то для себя и своих близких, и лишь некоторые выставляют свою продукцию на всеобщее обозрение и еще запрашивают желаемую сумму.
Однако, как посоветовала Наталия Якимчук, создатель сайта salon-lemon.com.ua, «никогда не бойтесь фотографировать и выставлять фото любой вашей ручной работы, даже кусочек, даже частично ручной, частично фабричной». Эти фото найдут своего потребителя, составят представление о ваших трудовых возможностях. И не забывайте писать объяснения к работе, говорит она.
«Наши советы, скорее всего, касаются продажи товаров ручной работы в специализированных интернет-магазинах, площадках, порталах. Недостаточно делать практичные и красивые вещи. Мастер должен научиться развивать свой бизнес в интернете», – отметила Ирина Ваньо. В частности, она советует освоить такие бизнес-инструменты, как социальные сети (SMM) и SEO, чтобы клиент смог найти товар в поисковых системах Google, Яндекс и т.д.
«Ведите блоги, давайте подробные и интересные описания продукции, делайте акции и розыгрыши. Крайне важна подача товара, то есть яркие фото, интересные композиции. Обязательно делайте несколько фотографий, показывайте изделие с разных сторон, а также в действии, например, как будет выглядеть браслет на руке. Не стоит кардинально увлекаться фотошопом или похожими программами. Так вы сможете защитить покупателя от тотальных разочарований, и, возможно, уже совсем скоро заказчик превратится в постоянного клиента», – отмечает руководитель проекта «Золотые руки», добавляя, что, конечно, никакого плагиата!
Одна из самых деликатных проблем реализации handmade-изделия, по мнению Ирины Ваньо, – это его непрактичность. На первый взгляд, не всегда поймешь, какое применение найти вещам. Примеры таких работ вы увидите едва ли не в каждом рукодельном сообществе – странные элементы декора или аксессуары. Поэтому прежде чем взяться за работу, ответьте на вопросы: какова ценность изделия? кому оно понадобится? поймет ли покупатель его идею? и, вообще, существует ли спрос на такие вещи? актуально ли это в вашей стране?
Также Ирина Ваньо рекомендует мастерам не пренебрегать офлайновой торговлей – выставками, сувенирными лавками, проведение интересных мастер-классов тоже эффективно работает.
В администрации «Ярмарки» посоветовали не сомневаться в своих возможностях и не бояться продаж на расстоянии.
«С помощью разнообразных онлайн-ярмарок ваши работы увидит огромное количество интересующихся. Несмотря на большую конкуренцию между мастерами на «Ярмарке», действительно яркие и уникальные работы всегда находят своих покупателей. Ведь, как говорится, самая лучшая работа – это хорошо оплачиваемое хобби. Ваше увлечение, которым вы занимаетесь в свободное от работы время, вполне может перерасти в прибыльный бизнес», – добавили создатели «Ярмарки».