USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98766.00$

Из спорта в бизнес

Популяризация здорового образа жизни придала новый импульс развитию фитнес-клубов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Из спорта в бизнес- Kapital.kz

Популяризация здорового образа жизни придала новый импульс развитию фитнес-клубов. Сегодня в Алматы огромный выбор спортивных залов различного уровня и класса, и их количество продолжает расти. «Капитал.kz» узнал, так ли легко открыть свой фитнес-клуб и с какими проблемами сталкиваются предприниматели в этом бизнесе.

Когда приходит прибыль?

Мастер спорта по плаванию и владелец фитнес-центра «Тан Нуры» Вячеслав Зайцев, 5 лет проработав юристом, в 2008 году решил открыть свое дело. Неожиданное предложение и благоприятная обстановка в стране помогли ему реализовать свою давнюю мечту. «После кризиса 2005-2006 годов, когда спорт в стране начал становиться популярным и велась активная пропаганда здорового образа жизни, мне предложили взять в аренду здание фитнес-центра, и я решил попробовать себя в этом бизнесе», – рассказывает Вячеслав. Первые 2 года, по словам бизнесмена, были самыми тяжелыми, и ему пришлось столкнуться с рядом трудностей.

Первоначальный капитал составлял около $60 тыс. – это оборудование для тренажерных залов, групповых классов и акваоборудование для бассейна. Тогда проблема для бизнесмена заключалась в том, что не было импортирующей компании, которая завозит это оборудование, его частично заказали из Москвы.

Еще одной сложностью на первоначальном этапе было привлечение аудитории. «Мы попробовали очень много видов рекламы. А определенный вид рекламы, как известно, требует серьезных вложений, и несмотря на большие деньги, не факт, что он будет хорошо работать. Но по истечении 2 лет мы нашли то, что для нас работает – это интернет», – рассказывает он.

Сегодня в Алматы в каждом районе по 2-3 фитнес-центра, поэтому Вячеслав Зайцев акцентирует свое внимание на тренерско-преподавательском составе. По его словам, здание и оборудование могут быть классом пониже, но если тренерско-преподавательский состав не очень квалифицированный, то удержать клиентов крайне сложно.

Этот бизнес отличается сезонностью. Период с декабря по февраль считается «мертвым сезоном», но и в конце лета отмечается спад. «Очень сильно влияют погодные условия, то есть если дождь или снег пошел, то можно сказать с вероятностью 50%, что людей в этот день не будет», – рассказывает он.

Прибыль пришла к бизнесмену только через два с половиной года. Первые годы, по его словам, были достаточно убыточными. Сейчас они переехали в новое здание с более широкой площадью, и соответственно выросли расходы. «Площадь нашего клуба увеличилась с 400 кв. м до 1200 квадратов. Здесь мы работаем первый год. Основные расходы на коммунальные услуги: прогрев бассейнов, сауны, вода, электроэнергия – это все очень дорого. Также нужно было закупить дополнительно новое оборудование, на что мы потратили около $50 тыс. Его мы закупали по кредитной линии, которую сейчас закрываем, поэтому пока работаем в ноль. Как мы эту зиму отработаем, я пока четко сказать не могу, но надеюсь, зиму отработаем хотя бы в ноль», – говорит Вячеслав.

Оборудование бизнесмен предпочитает заказывать из России, несмотря на дешевизну и широкий выбор в Китае. «Здесь с 2010 года работает компания, которая завозит оборудование из России. Мы не покупаем в Китае, потому что любое оборудование имеет свой срок эксплуатации и требует определенного сервиса. Если что-то сломается, никто в кратчайшие сроки не сможет заменить, приехать починить, специалистов нет, только продажа, без сервисного обслуживания», – объясняет Зайцев.

За 6 лет своей деятельности предприниматель разработал свою бизнес-модель и знает, как справляться со сложными ситуациями. «На аналогичный бизнес сегодня потребуется около $100-150 тыс., то есть если начать и работать без дополнительных вкладов. Конечно, это будет не премиум-класс, а чуть выше экономкласса. На премуим-класс потребуется около $500 тыс. инвестиций, не учитывая аренду», – говорит он.

Открывать новый клуб Вячеслав пока не торопится. У бизнесмена другие планы на развитие. «Мы планируем год-два поработать здесь, набрать обороты, а после уже можно будет подумать об открытии нового места. Сейчас хотим сделать акцент на школу плавания. У нас хороший тренерско-преподавательский состав именно по плаванию. Хотим сделать не просто любительские тренировки, а профессиональные. У нас проводятся соревнования, но мы хотели бы, чтобы это было более профессионально, присваивались определенные звания, чтобы спортсмены могли выезжать», – поделился планами Вячеслав.

Старт с 40 тысяч долларов

Владелец сети фитнес-клубов «Fitness Gym» Руслан Урманов, несмотря на высшее образование в области информационных технологий, сразу же после окончания университета в 2008 году начал работать фитнес-инструктором и через 5 лет открыл свой фитнес-клуб. «Мне больше по душе спортивные направления. Спортом увлечен очень давно, еще со школы занимаюсь с «железом» в тренажерных залах. Проработал почти во всех основных фитнес-центрах города: от самых бюджетных до самых люксовых. Таким образом, я получил опыт работы с разным классом. Но во всех фитнес-клубах есть руководители, которые направляют в свое русло и не дают развиваться человеку. У меня было много идей, большое желание сделать свое, самому управлять процессом. Я накопил деньги и открыл свой первый зал», – рассказывает бизнесмен.

Свой первый фитнес-клуб Руслан открыл в декабре 2012 года с первоначальным капиталом в $40 тыс. «Для создания небольшого тренажерного зала от 200 до 300 кв. м такой суммы вполне достаточно. Затраты были именно на создание тренажерного зала, на оборудование, аренда и коммунальные платежи – это уже отдельно. Оборудование можно и в городе приобрести, заказать в Китае или привезти оттуда самому. Вариантов много, все зависит от начального бюджета. Я решил использовать уже подержанное оборудование в хорошем состоянии. Главное, я считаю, чтобы оно было удобным и на нем было приятно заниматься», – считает предприниматель.

Но внешний вид тренажерного оборудования для привлечения клиентов, по его словам, тоже очень важен. «Многие сейчас больше внимания обращают на внешний вид, чтобы оборудование было красивым, удобным и прорабатывало нужные мышечные группы. На качество обращают внимание в основном только опытные пользователи тренажерного зала», – говорит он.

Как у любого начинающего бизнесмена, у Руслана были сложности, но только первые месяцы. По его словам, тяжело было выделить деньги на коммунальные услуги, на аренду, которая «съела» почти всю прибыль. «Наемных работников у меня не было, зарплату никому не платил, за исключением уборщицы. Мы с моим младшим братом работали вдвоем, все делали сами, нам это было выгодно. И тренажеры сами ремонтировали, и электрику, и сантехнику. И по сей день иногда сам делаю, потому что так и быстрее, и выгоднее», – рассказывает бизнесмен.

Основная аудитория – молодежь от 15 до 25 лет. Первоначально они столкнулись со сложностями по раскрутке зала, потому что нужно, чтобы люди пришли, записались, заплатили деньги. Но постепенно, имея опыт работы в данной сфере, знаешь, как привлекать клиентов, как оставить, не упустить, дать результат. Самое главное, чтобы клиент получал результат и был морально удовлетворен. «Разные люди бывают, некоторые приходят на тренировку, чтобы отдохнуть от работы, другие – сбросить вес, подкачать мышцы. И когда ты людям это даешь, они тренируются дальше, это хорошо им, и нам, конечно, тоже», – поясняет он.

В этом бизнесе самый трудный период – это летний сезон. Когда теплеет, люди перестают посещать тренажерный зал, спад составляет сразу около 30%. Особенно «приятный» период для фитнес-залов – это весна, когда люди начинают усердно заниматься, хотят похудеть к лету, особенно женщины.

Сегодня бизнесмен успешно развивает свою сеть фитнес-клубов и уже набрал достаточно опыта. «Успех в данном бизнесе зависит от очень многих факторов: от самого зала, от его расположения, даже от того, куда направлены окна и двери. Многие факторы, казалось бы незначительные, влияют на поток клиентов, на ваш бизнес. Если вход со двора – это уже минус, и вы теряете определенное количество людей. Прибыль также зависит от стоимости аренды. Если плата за аренду высокая, то соответственно и прибыль будет «съедаться». Конечно, это не нефть, не газ, не ценные бумаги, и прибыль не такая большая. Это все равно малый бизнес. Недостатков особых я не вижу, только большая конкуренция и сезонность», – говорит Руслан. Зато в этом бизнесе нет  круговорота, как в торговле, и он прозрачен. «Если в торговле персонал или покупатель может что-то с собой унести, ты можешь не уследить. А здесь такого нет, тут легче проконтролировать, то есть потерь меньше», – рассказывает он.

Летом 2013 года Руслан Урманов открыл свой второй зал в городе, но на этом молодой бизнесмен останавливаться не собирается. «Здесь прибыль ко мне начала поступать уже где-то на третьем месяце. Первый годовой оборот от общего дохода составил около 20%. В июне прошлого года я открыл второй зал, то есть через полтора года. В планах открыть еще один расширенный и полноценный фитнес-клуб», – поделился планами Руслан.

Отличайся или умри!

Владелица «Sport Line Z» Елена Захарова мечтала иметь свой фитнес-клуб еще с 15 лет. Бизнесвумен является мастером спорта по легкой атлетике, а также имеет образование в области психологии, дизайна интерьера и бизнеса. Начала свое дело Елена в России в 1994 году, где создала авторскую школу фитнеса. В 2000 году переехала в Кыргызстан, а спустя 8 лет решила развивать свой бизнес в Казахстане.

 «В России мы делали наши первые шаги, очень много ошибок было, мы только развивались. Затем в Кыргызстане у нас уже было свое имя (бренд фирмы), мы были хорошо известны. Но в Бишкеке были проблемы в виде постоянных проверок разными инстанциями. Все проверяющие приходили с желанием взятки, процветала коррупция. Потом была революция, люди работали по 8-10 часов без света, у предпринимателей портилось оборудование (холодильные установки), пропадали продукты, поэтому многие закрылись и уехали. И мы решили уехать в Казахстан, где спокойно и больше перспектив», – рассказывает она.

Спустя год после приезда в Казахстан, в 2009 году Елена открыла небольшой клуб в подвальном помещении общей площадью 70 кв. м, зал был всего 47 кв. м. По ее словам, она вложила $4 тыс. в ремонт и мелкое оборудование, остальное она привезла из Кыргызстана. В течение 3 лет бизнес развивался в маленьком клубе – собиралась и обучалась команда. А спустя 3 года они переехали в новое помещение.

«Нам даже не пришлось перерегистрироваться в налоговой инспекции, здания находились в одном районе. В новый клуб общей площадью 250 кв. м мы вложили $25 тыс. В основном средства были потрачены на оборудование и спортивный инвентарь, а в ремонт вкладывался сам хозяин (арендатор). Оформлением помещения занималась сама, так как у меня еще и дизайнерское образование. После переезда в новое помещение первые месяцы мы шли на убыль, доход пришел где-то через 6-7 месяцев», – рассказывает бизнесвумен.

За 20 лет своей деятельности предпринимательница уже хорошо знает все преимущества и недостатки этого бизнеса. «Если площадь фитнес-клуба находится в постоянной аренде, то бизнес может стать убыточным. Помимо больших просторных залов, нужны раздевалки, душевые, специальные технические помещения, сопровождающие массажные и косметологические помещения, ресепшн, стоянки для машин, потому что даже если парковка будет неудобной, клиенты станут жаловаться», – говорит она.

Платить приходится много, а финансовые обороты могут быть незначительны. Идут большие расходы  на электроэнергию, уборку, обновление спортивного инвентаря, зарплату персонала, налоги и т.д. Фитнес – не является услугой первой необходимости. Сфера услуг в целом очень сильно зависит от общего благополучия в стране. Большинство видов бизнеса рассчитаны именно на средний класс.

По мнению Елены, несмотря на недостатки, этот бизнес можно успешно развивать, если иметь свою отличительную особенность. «Основа любого бизнеса: «Отличайся или умри!». Если этого нет, то вы безликие, о вас говорить не будут, даже не запомнят, не так быстро завоевывается аудитория. Конечно, какие-то базовые шаги по бизнесу одинаковые, но вы должны отличаться от своих конкурентов в любом бизнесе», – считает Елена.

Она намерена дальше развивать свой бизнес, и большая конкуренция ее не пугает. «Конкурентная борьба должна быть, для того, чтобы развиваться. Но благодаря нашей авторской работе мы стоим обособленно. В дальнейшем планируем открыть как минимум вторую точку вместе с тренажерным залом, для мужчин в том числе», – подытожила Елена Захарова. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.