Число самозанятых в Казахстане увеличивается ежегодно. Эти люди нуждаются в рабочем месте, но снять офис у них попросту нет возможности. Сегодня на помощь как фрилансерам, так и частным мелким предпринимателям и небольшим стартап-компаниям, которые не могут арендовать офисное помещение, приходят коворкинг-центры.
Коворкинг (co-working или coworking, в переводе с английского языка означает «совместно работающие») – это оборудованное всем необходимым для работы пространство, сдаваемое в аренду любому желающему на необходимый срок – день, неделю, месяц, несколько месяцев. В коворкинг-центре фрилансеры используют общее пространство для своей деятельности.
Коворкинг – это нечто среднее между применением отдельного офиса и работой дома. В коворкинг-центрах есть вся необходимая для труда и отдыха мебель, имеются компьютеры (хотя чаще коворкеры приносят собственные ноутбуки), подключенные к высокоскоростному интернету, под рукой оргтехника, в кухне стоит кулер с водой и кофемашина.
Что такое коворкинг мир начал узнавать в 2005 году, когда молодой американский программист Бред Ньюберг, решая для себя дилемму — работать где попало и оставаться фрилансером или пойти работать в офис на конкретную фирму, решил взять лучшее из двух форматов и объединить все в одну модель. Вместе с близкими по духу людьми, такими же фрилансерами, Ньюберг арендовал офисное помещение. Так родился коворкинг – новая схема организации рабочих мест.
За несколько лет это явление стало весьма популярным и распространилось по всему миру. Сегодня коворкинг-офисы, где совместно, но параллельно трудятся некоторое количество стартаперов и фрилансеров, есть в любом крупном городе, в том числе и в Казахстане.
Современные коворкинг-центры, по мнению Анвара Сейфуллина, директора «Пространство L.E.S.», должны работать бок о бок со своими клиентами. Он считает, что в Казахстане уже прошли простейший этап, когда клиенты просто арендуют площадь для работы. Эта модель является устаревшей. Сегодня директор коворкинг-центра пытается превратить его в место для плодотворного сотрудничества как клиентов друг с другом, так и клиентов с самим центром. Так, например, сотрудники «L.E.S.» активно вовлекают своих резидентов, которые обладают клубными картами, к деятельности коворкинга. В идеале коворкинг-центр работает хорошо тогда, когда его резиденты знакомятся друг с другом на почве общих интересов, создают совместные проекты. Как минимум, по мнению Анвара Сейфуллина, они должны знать друг друга. Что же касается непосредственно сотрудников и руководства «Пространства L.E.S.», то они советуются с клиентами, устраивают собрания, чаепития. Со своими клиентами представители коворкинг-центра обсуждают все – начиная с вывески, заканчивая оборудованием. «У нас, по сути, есть совет. Каждый из членов клуба может вступить в него и принимать важные решения, которые касаются этого места. Для попадания в совет необходимо хотя бы два месяца здесь поработать», – поделился своим опытом г-н Сейфуллин.
Совместная работа коворкинг-центра и его клиентов заключается еще и в том, что сотрудники «L.E.S.» заинтересованы в успехе и материальной стабильности своих резидентов. «Мне кажется, сегодня многие люди не приходят в коворкинг, потому что боятся дополнительных расходов», – говорит Анвар Сейфуллин. Кто-то считает, что легче и дешевле снять квартиру. Но преимущество «Пространства L.E.S.» заключается в том, что его сотрудники помогают своим клиентам продвигать бизнес. Конечно, все, что требует материальных вложений, клиенты делают сами. Специалисты центра, по мере сил, помогают клиентам делать звонки, рассылки, продвигаться в соцсетях. «Мы вкладываем интеллектуальный труд – пишем тексты, в том числе рекламные, если клиенту это необходимо. В любом случае это интереснее, да и дешевле, чем если бы наши клиенты обращались к рекламным компаниям», – рассказал директор центра.
Впрочем, несмотря на определенную демократичность, этот коворкинг открыт не для всех. Так, по словам директора «L.E.S.», они отдают предпочтение творческим людям, а также настоящим фрилансерам. Крупнейший алматинский коворкинг, по словам г-на Сейфуллина, фактически закрыт для работников, например, страховых компаний или банковских служащих. Сегодня банки зачастую пускают на аутсорсинг какие-то свои проекты. Люди, которые трудятся над этими банковскими проектами, по мнению Анвара Сейфуллина, с одной стороны, работают не в штате, а с другой – они не вполне могут влиться в сообщество, которое руководство коворкинг-центра хочет создать. «Они, в любом случае, связанны с каким-то продуктом, который даже невидим и неосязаем. Все-таки это не совсем фрилансеры», – утверждает г-н Сейфуллин.
В этом смысле новый коворкинг Astana Mall Multispace кардинально отличается от «Пространства L.E.S.». Столичный коворкинг-центр готов к сотрудничеству с традиционными корпорациями. «Мы хотим ввести понятие корпоративного коворкинга, поэтому будем рады если корпорации разместят часть смежного персонала у нас», – рассказал Станислав Аппазов, управляющий директор коворкинга Astana Mall Multispace. Непосредственно для компаний это рентабельно, ведь коворкинг – некая разновидность аутсорсинга. А если говорить о специалистах, которые хотят работать в условиях коворкинга, то для них это разнообразие, новые клиенты, новый способ заработка.
В целом, астанинский коворкинг не ограничивает круг своих клиентов не по принципу их деятельности, а согласно установленному этикету. К тому же человеку могут отказать в членстве без объяснения причин. Впрочем, это только звучит угрожающе. На самом деле, судя по словам представителей коворкинга, для получения и сохранения клубной прописки достаточно улыбаться и не хамить персоналу.
Анвар Сейфуллин не вполне разделяет философию столичных коллег. По его мнению, коворкинг-центры, достаточно ограничены. По этой причине он выражает удивление относительно большому коворкингу, открытому в Астане. «Я не вижу, как эти центры стараются воспитать некую культуру. Клиентом коворкинга может стать либо фрилансер, либо небольшая компания до трех человек: иначе это уже не коворкинг. Наемные сотрудники, крупные компании здесь не совсем уместны. В идеале это должны быть люди, которые способны сами принимать решения, свободные люди», – считает г-н Сейфуллин.
Для того чтобы открыть коворкинг-центр, по информации Анвара Сейфуллина, необходимо несколько сотен тысяч долларов. Такую цену специалист объясняет тем, что для коворкинга нужно хотя бы 350 кв. м. Более того, помещение центра должно быть расположено в хорошем районе. К тому же, по словам спикера, надо арендовать помещение под коворкинг на достаточно долгий срок. Такой центр должен быть авторитетным местом, клиенты должны привыкнуть и полюбить стены коворкинга, где им предстоит создавать свои бизнесы, дизайнерские проекты и прочее.
Если говорить о стоимости места в коворкинг-центрах, то она весьма различна. Так, оплата за 1 место в месяц в «L.E.S.» варьируется от 20 тыс. тенге до 40 тыс. тенге. А вот стоимость 1 места за месяц в коворкинге Astana Mall Multispace составляет от 30 тыс. тенге до 150 тыс. тенге.