Искусство и антиквариат – одни из выгодных инвестиций. По данным престижного аукционного дома Sotheby's, в 2013 году мировой рынок в этой области достиг рекордной отметки в $64 млрд. В части азиатской живописи и керамики, ювелирных изделий, направлений импрессионизма и модернизма продажи выросли почти на 20%.
«Даже когда мир рушится, искусство все равно бессмертно и бесценно, – говорит основатель международного аукционного дома Максим Ткаченко. – Поэтому правильные инвестиции в произведения качественные, и такие всегда оправдаются. Но надо помнить, что это не быстрые инвестиции. Чтобы получить прибыль с искусства, должно пройти хотя бы 10-20 лет».
Впрочем, и этот рынок не постоянный. Инвестиционная компания Salomon Brothers подсчитала, что, к примеру, с 1976 года по 2009 цены росли по 7% в год. С учетом инфляции – это от 4 до 5% в год.
По данным консалтинговой компании Knight Frank и WealthInsight, в 2013 году своим владельцам больше всего дохода принесли раритетные автомобили – 28%. На втором месте коллекционные монеты – 10%. Цены на часы выросли на 4%, на ювелирные изделия – на 3%. Между тем картины подешевели на 3%.
Однако на казахстанском рынке в почете прежде всего живопись, графика и монеты. «Ничто так не сохраняет деньги, как вложение в предметы искусства и антиквариат, – считает известный казахстанский специалист по антиквариату Виктор Лихолат. – Ни один депозит в банке не даст вам свыше 10% в год, а, к примеру, коллекционные монеты ежегодно увеличиваются в цене, иногда до 20%».
Казахстанский рынок искусства, конечно, не сравнится с европейским и даже российским, но и здесь появились покупатели, которые готовы выкладывать за картины сотни миллионов долларов.
«Айвазовский в Алматы ушел за $2 млн, хотя в России он стоит еще дороже, есть в наших коллекциях и Пикассо, и Дали, – рассказывает Виктор Лихолат. – Алматы – это не тупик цивилизации. Иногда здесь такие уникальные вещи находятся, что и в Москве не найти. Сюда в начале ХХ века приезжали интеллигентные люди, многих сослали, все они везли с собой, естественно, самое ценное. К примеру, Троцкий в ссылку в Казахстан привез коллекцию холодного оружия, в том числе сабельку цесаревича Алексея, меч, подаренный Николаю II японским императором. В наше время эту коллекцию продавал внук НКВДшника, у которого она оказалась в те годы».
Цены на такой раритет очень высокие, скажем, за трубку Сталина, которую ему подарил Черчилль, в Алматы отдали однокомнатную квартиру. Как она сюда попала, неизвестно, но историки утверждают, что ее проиграл в карты водителю сын Сталина Василий. Пользуются спросом и картины казахстанских художников, но их немного, не более десяти, в их числе Абылхан Кастеев, Сергей Калмыков, Канафия Тельжанов и Салихитдин Айтбаев. Причем еще в девяностые годы прошлого столетия эти работы стоили по $10-$15 тыс., сейчас уже $200- $300 тыс. А некоторые из них уже подделывают. Таков удел произведений искусства – чем ценнее картины, тем чаще их подделывают.
«Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно обращаться за помощью к экспертам. Их в Казахстане не так много, все работают в государственных музеях», – советует Виктор Лихолат.
К популярной сегодня купле-продаже в интернете коллекционер тоже относится настороженно. «Как можно заплатить деньги за то, что ты не можешь потрогать, взвесить, проверить реактивами? А потом где искать продавца, сайты меняются очень часто и контакты вместе с ними», – говорит Виктор Лихолат.
Рынку искусства в Казахстане не более двадцати лет, потому сейчас аукционы чаще всего – закрытые мероприятия, коллекционеры не спешат афишировать приобретения, разве что только среди людей своего круга.