До 1 мая остались считанные недели. К этому сроку страны Таможенного союза должны полностью закончить работу над проектом договора о Евразийском экономическом союзе, с тем чтобы положить его на столы президентам. Предполагается, что церемония подписания главами государств состоится в конце мая на Высшем экономическом совете в Астане. Однако и столь близкое событие покрыто густым туманом. Стороны до сих пор не урегулировали отношения по наиболее важным торговым вопросам.
Это подтвердил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, выступая в Совете Федерации 26 марта. По его словам, среди нерешенных пунктов – нефть, нефтепродукты, газ, лекарственные средства, медицинские изделия, алкоголь и табачные изделия. «Больше того, хочу вам сказать, стороны настолько далеки от понимания или нахождения общего знаменателя по этим группам товаров, что, может быть, нам придется нерешенные вопросы вынести за скобки и обсуждать их решение уже после мая, после подписания договора», – заявил г-н Шувалов.
В его интерпретации стороны якобы считают, что нужно на несколько лет зарезервировать право не обеспечивать полную свободу передвижения по таким товарам.
Но тут российский вице-премьер, скорее всего, выдал желаемое за действительное. Что касается Минска, то там, наоборот, категорически против сохранения изъятий и ограничений, особенно в части торговли нефтью и нефтепродуктами. Для Беларуси это краеугольный камень евразийской интеграции, от которого зависит внешнеторговый баланс страны и в конечном счете состояние всей экономики.
Без нефти нет интеграции
Последние два года Беларусь получает от России нефть беспошлинно, однако обязана перечислять в российский бюджет пошлины от поставленных на экспорт, за пределы ТС, нефтепродуктов. Так, по итогам 2013 года Беларусь перечислила в российский бюджет $3,3, млрд, годом ранее – $3,8 млрд. Отмену этих пошлин с 1 января 2015 года Минск считает неотъемлемым условием подписания договора, тем более что ранее белорусские власти получили недвусмысленные обещания этого от Москвы.
Однако теперь российская сторона пошла на попятную. Чиновники стали подсчитывать возможный ущерб для российского бюджета и насчитали $30-40 млрд в год – в том случае, если убрать все существующие сейчас барьеры в торговле. Эти деньги они назвали неподъемными для России субсидиями в адрес Беларуси и Казахстана. Лозунг «В Союз – без изъятий и ограничений» по-тихому свернули.
В то же время в Минске убеждены, что такая формулировка, как субсидирование, абсолютно некорректна. В защиту белорусских интересов выступил начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики Беларуси Роман Бродов. «Слова, которые иногда звучат в прессе относительно того, что при создании Евразийского экономического союза существует риск увеличения неких субсидий в адрес Беларуси, как минимум непонятны», – заявил г-н Бродов на специально собранном брифинге в Минске в конце марта.
По его словам, в нормальном экономическом понимании субсидии – это бюджетные средства, которые выделяются стороне на безвозмездной основе. В то же время правовой базой ЕЭП никаких субсидий в отношении Беларуси и Казахстана не предусмотрено, тем более «таких фантастических, как $30 млрд». Весь белорусский бюджет составляет порядка $20 млрд, подчеркнул г-н Бродов.
«Другой вопрос, если какой-то партнер пытается подсчитать свою упущенную выгоду. Но мы считаем такой подход в корне ошибочным. При желании на калькуляторе можно нафантазировать любой порядок цифр и даже попытаться обосновать их, однако это не будет во благо интеграции», – резюмировал он.
Россия обдумывает сценарии
Тем не менее все идет к тому, чтобы, как минимум, нефтяные вопросы, по выражению г-на Шувалова, вынести за скобки союзного договора. Так, замминистра финансов России Сергей Шаталов 19 марта сообщил журналистам, что в середине мая планируется подписать базовое соглашение об ограничениях в торговле нефтепродуктами.
Среди таких ограничений не только возврат нефтяных пошлин в российский бюджет, но также квоты на поставки нефти в Беларусь и в Казахстан, обязательство Беларуси устанавливать экспортные пошлины на нефтепродукты на уровне российских, запрет Казахстана на поставки светлых нефтепродуктов со своей территории и запрет на поставки темных нефтепродуктов с территории России.
Сейчас в российских профильных структурах обсуждается несколько вариантов нефтяных изъятий в ЕЭС. Самый негативный из рассматриваемых сценариев, по словам г-на Шаталова, предполагает одномоментную отмену всех тарифных и нетарифных ограничений в «тройке». Он-то и приведет к потерям российского бюджета в объеме около $30 млрд в год. В таком случае российские нефтяники якобы перестанут экспортировать нефть и нефтепродукты – это будут делать их трейдерские «дочки» в Казахстане и Беларуси.
«Это самый фантастический и агрессивный сценарий», – цитирует агентство «Прайм» г-на Шаталова.
Чтобы исключить потери при реализации «агрессивного» плана, Правительству РФ придется быстрее, чем планировалось, снижать экспортные пошлины, увеличивая в стране налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «При этом цена на нефть на внутреннем рынке резко растет, и тогда, чтобы не росли цены на моторное топливо, нам надо резко снижать акцизы на бензин», – пояснил г-н Шаталов.
План «мягкий» – оставить все как есть. «Если сохраняем все ограничения, мы практически ничего не теряем дополнительно, можем идти в рамках того маневра, который у нас есть: на 2 процентных пункта снижая экспортные пошлины и повышая НДПИ. Все проходит спокойно, безболезненно, никаких больших манипуляций не нужно делать», – описал замминистра предпочтительный для России вариант.
Проблемы за скобками
Загвоздка только в том, как убедить Минск подписать союзный договор на таких условиях. Белорусская сторона подчеркивает, что первые три этапа интеграции – зона свободной торговли, Таможенный союз, Единое экономическое пространство – пройдены Россией, Казахстаном и Беларусью достаточно формально. Таможенный союз так и не заработал полноценно, без изъятий и ограничений, а потому сейчас опасно переходить к четвертому этапу – Евразийскому экономическому союзу. «Уверен, что идти в Евразийский экономический союз, не закончив формирование Таможенного, весьма рискованно и неправильно», – заявлял Александр Лукашенко на саммите «тройки» в октябре 2013 года.
Кроме нефти, есть еще ряд ключевых вопросов, по которым сторонам не удается договориться. Это невозможность для бизнеса проходить таможенные процедуры в любой из трех стран – участниц ЕЭП вне зависимости от их резидентства, доступ к трубопроводам и железнодорожным перевозкам, разрешительная система на рынке автомобильных грузоперевозок, сохранение системы квотирования поставок некоторых товаров на рынки друг друга.
Например, до сих пор не сформирован общий рынок алкогольной продукции. Россия и Беларусь ограничивают доступ казахстанской продукции на их рынок – в частности, в России обсуждается проект закона об ограничении ввоза алкогольной продукции из Казахстана в размере 5 литров на одного человека.
Не урегулирован вопрос предоставления национального режима в закупках для нужд гособоронзаказа в части продовольствия и элементов вещевого снабжения, не составляющих государственную тайну. Да и при проведении обычных госзакупок в любой из трех стран ТС приоритет обычно отдается национальным поставщикам.
Есть проблемы и с единым рынком труда: так, Госдума приняла закон, который запрещает оказывать транспортные услуги на территории России лицам, которые не имеют российских водительских прав.
Продолжаются споры о государственном субсидировании отраслей хозяйства. К примеру, Беларусь настаивает на сохранении действующего порядка и уровня обязательств по господдержке сельхозпроизводителей, в то время как обязательства России перед ВТО вынуждают ее пересмотреть методику и размеры госдотаций.
Если все разногласия вынести за скобки союзного договора, то по законам арифметики рано или поздно придется умножить на эти проблемы содержимое договора о ЕАЭС.