Правительство начинает понимать, что интеграция с Россией в рамках Таможенного союза – дело непростое. Как только казахстанская продукция становится востребованной на российском рынке, Москва начинает инициировать всевозможные запреты.
Россияне предлагают ввести запрет на ввоз спиртного из Казахстана: не больше пяти литров на человека. Этот вопрос обсуждался в стенах Государственной думы РФ.
«Казахстан со своей стороны с первых дней Таможенного союза снял все барьеры на пути российской, белорусской водочной и алкогольной продукции на казахстанский рынок. Но несмотря на все это время, 4 года прошло, российская и белорусская стороны не снимают те барьеры, которые существуют», – заявил Амиржан Калиев, директор ассоциации «Казалко».
По алкоголю Россия и Казахстан договариваются уже много лет. Предполагалось, что торговать в Таможенном союзе будет проще, но на границе россияне по-прежнему заставляют платить огромные суммы, а еще письменно согласовывать поставки с различными госорганами. В итоге экспорт казахстанским предпринимателям становится невыгодным.
У россиян свои аргументы. Из-за нашей беленькой их бюджет недосчитался уже больше 300 млн рублей. В приграничных районах водкой торгуют чуть ли не на каждом углу.
Для того чтобы казахстанской водкой в России не торговали из-под полы, наши предприниматели и просят отменить административные барьеры. Потому как уверены: казахстанская водка еще долго будет пользоваться популярностью у соседей.
Кто виноват, скажи-ка, брат…
В принципе, весь вопрос, как правило, сводится к величине акцизного налога. В Казахстане, даже с учетом последнего подорожания, водка в 6 раз дешевле, чем в России.
Причем Россия резко взвинтила акцизный налог с целью снизить потребление внутри страны. Тогда как между размером акцизного налога и уровнем потребления связь вряд ли прослеживается.
Так, согласно исследованию, проведенному European Commission Excise Duty Tables, самые высокие акцизные налоги на крепкий алкоголь в таких странах, как Швеция (5474,39 евро за гектолитр чистого спирта в готовой продукции), Финляндия (4340 евро), Великобритания (3118,89 евро) и Ирландия (3113 евро). Вместе с тем в Швеции ежегодно потребляют 6,7 литра чистого алкоголя на душу населения среди взрослых в возрасте 15 лет и старше, в Финляндии – 9,72 литра, в Великобритании – 11,67 литра, в Ирландии – 13,39 литра.
Так вот казалось бы благополучная Швеция потребляет больше алкоголя, чем Мальта (акцизный налог – 1400 евро), а в Финляндии пьют больше, чем в Греции (2450 евро), Италии (800 евро), Нидерландах (1504 евро) и Польше (1132,03 евро). Та же Великобритания пьет больше, чем Испания (830,25 евро), Словакия (1080 евро) и Румыния (750 евро). А об Ирландии и говорить страшно: граждане этой страны во всей Европе пьют меньше только, чем чехи (1145,59 евро). Остальные страны континента сильно отстают от ирландцев.
Так что меры российских властей по увеличению акциза на алкоголь, скорее, преследует иную цель: максимизировать поступления в бюджет от алкоголя, а не снижение уровня потребления.
Но в результате всего произошедшего российский алкоголь неконкурентоспособен на фоне казахстанского. И вместо того, чтобы что-то сделать с акцизным налогом, Госдума обсуждает вопрос запрета казахстанского алкоголя.
О гармонизации налогов больше говорят, чем делают
В рамках Таможенного союза (ТС) о гармонизации налогов больше говорят, чем делают.
Недавно, в январе текущего года на Гайдаровском форуме ответственный секретарь Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию Евразийской экономической комиссии Нурматбек Мамбеталиев отмечал, что поскольку отдельного Налогового кодекса для стран ТС не предвидится, правовому и налоговому климату в них следует уделять особое внимание
«В соответствии с разработанной «дорожной картой» мы прогнозируем темпы прироста ставок на крепкий алкоголь и табак. Эта работа будет проделана в 2014-2020 годах. Важно избежать неконтролируемого трансграничного перетока и не допустить, чтобы производство этих видов продукции ушло в тень. Определение правил игры позволит завершить построение этих товарных рынков», – подчеркнул Нурматбек Мамбеталиев.
Перспектива неблизкая. А до того ситуация вокруг казахстанского алкоголя на российском рынке может перерасти в полномасштабную торговую войну.
Вне зависимости от желания Казахстана
По сути, Казахстан, хочет он того или нет, может быть втянут в торговую войну с Россией. Первые признаки такого противостояния уже имеются. Казахстанский бизнес, специализирующийся на производстве алкоголя, уже открыто требует зеркальных мер против российского алкоголя на казахстанском рынке.
Как показывает практика, Россия не прочь начать очередную торговую войну. А недавнее вступление России в ВТО не положило конец торговым войнам, напротив, оно их в какой-то мере спровоцировало.
Так, еще осенью 2013 года Россия ограничила импорт молдавского вина. Ранее Роспотребнадзор запретил ввоз украинских конфет, в чем эксперты увидели «геополитический шантаж». А поводом для развязывания торговой войны с Беларусью стал арест тогда же, осенью прошлого года, в Минске генерального директора «Уралкалия», недавно прекратившего сотрудничество с крупнейшим предприятием республики «Беларуськалий». Россия тогда ограничила ввоз белорусской свинины и пригрозила проверить качество молочной продукции.
Но больше всего на слуху еще одна торговая война – с Грузией, начатая в 2006 году и не законченная по сей день. Помимо нее были многочисленные газовые, молочные и сырные войны с Украиной, сахарно-кондитерская война с Беларусью, мясная – с Польшей, винная – с Молдовой и другие.
Эксперты отмечают, что если в серьезных газовых конфликтах России иногда удается отстоять свои позиции, то продовольственные войны несут скорее экономический вред и ведутся с политическими целями.