USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.13$
+0.310
BTC
97689.90$
+3441.200

В Казахстане запускают социально-образовательную платформу для подростков

Основатель Influencers.kz Максат Кузембаев рассказал об уникальности проекта, инвестициях и рынке дополнительного образования

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В 2023 году в РК насчитывалось 3 426 тыс. пользователей интернета с мобильных устройств в возрасте 5-17 лет. Об этом сообщают представители Influencers.kz – нового социально-образовательного проекта для подростков. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz основатель и CEO Influencers.kz Максат Кузембаев рассказал об уникальности проекта, вложенных инвестициях и о том, что происходит на рынке дополнительного образования. 

- Максат, перед запуском проекта вы проводили анализ рынка – расскажите об этом подробнее.

- Мы начали проверять мою гипотезу через CustDev и глубинные интервью, чтобы не допустить популярных ошибок предпринимателей. На этом настояли участники моей мастермайнд-группы (групповой формат работы, где участники обмениваются идеями, помогают друг другу выполнять задачи – Ред.), за что я им очень благодарен. Мы начали изучать рынок дополнительного образования: узнали средний чек, ёмкость рынка и его потенциал роста. Поняли, что с рождаемостью у нас тоже всё хорошо: на конец 2023 года в РК было 3 426 тыс. пользователей интернета с мобильных устройств в возрасте 5-17 лет, а это почти 25% населения нашей страны. 

После этого запустили анкетирование среди друзей и родственников. Затем мы подумали, что результаты могут отличаться от уровня доходов, региона и состава семьи. Тут нам на помощь пришло исследовательское агентство ZimaBlue, которое имело нужную нам базу респондентов. Так мы в кратчайшие сроки получили результаты опроса ещё от 500 родителей со всего Казахстана.

Наша целевая аудитория – подростки 12-17 лет. Хотя в нее не входят дети 5-12 лет, ответы были идентичными в обеих группах респондентов. Таким образом, тренд по выявлению интересов и сложностям в коммуникации с детьми и подростками наблюдается с пятилетнего возраста.

В Казахстане запускают социально-образовательную платформу для подростков  2940229 - Kapital.kz

Мы также хотели понять, что современные родители желали бы развить в своих детях.

В Казахстане запускают социально-образовательную платформу для подростков  2940231 - Kapital.kz

Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что продукт, над которым планируем работать, имеет спрос.

- А как бы вы оценили рынок социально-образовательных платформ Казахстана?

- Рынок образовательных услуг активно растёт, им определенно надо заниматься. Мы выбрали soft-подход: не применяем жестких условий и правил для выполнения домашних заданий и всего остального. Достаточно иметь смартфон и заниматься во внешкольное время по 15-20 минут в день.

На хобби и дополнительное образование в крупных городах родители готовы выделять порядка 50 тыс. тенге в месяц. В городах поменьше эта сумма едва достигает 10 тыс. тенге. В Алматы и Астане также нет проблем с выбором кружков и секций, чего не сказать о небольших городах.

Я бы сказал, что ситуация в образовании у нас плачевная, и это касается дополнительного образования. Взять, к примеру, IT-курсы. Ученики скорее воспользуются англоязычными зарубежными ресурсами. Потому что на русском языке хромает качество контента. А на казахском языке курсов практически нет, как и специалистов, которые могли бы все это освещать. В сфере творческих профессий – аналогичная ситуация. 

Важно подчеркнуть, что социально-образовательных платформ у нас практически нет. Это одна из причин, почему мы заходим на этот рынок. Поясню разницу: образовательная платформа – это когда человек обучается и платит за это деньги. Мы же планируем предоставлять обучение в большей степени для подростков из регионов. Чтобы у учеников со всей страны были равные возможности в плане доступа к знаниям. При этом пользователи не будут ничего платить – наши курсы будут бесплатными.

В Казахстане запускают социально-образовательную платформу для подростков  2940238 - Kapital.kz

- За счет чего будет происходить монетизация проекта? Расскажите о вашей бизнес-модели.

- Мы хотим вовлечь бизнес-сообщество в нашу миссию по повышению доступности образования для подростков по всему Казахстану. Монетизация проекта будет работать следующим образом: компания «А» выкупает некоторое количество грантов, а мы занимаемся продакшном (производством – Ред.), дистрибуцией и обучением. 

При этом компания не просто делает пожертвование или какой-то «гринвошинг», а получает коммерческую выгоду для себя в виде проявления корпоративной социальной ответственности, следования ESG-повестке, а также подготовки молодых кадров для возможного приглашения на стажировку.

Многие компании разрабатывают продукты для подростков и молодежи. Банки делают карты и депозиты. Ретейлеры постоянно объявляют конкурсы и дарят ценные призы. Телеком-операторы предоставляют специальные тарифы для подростков. Сервисы доставки еды дарят промокоды. Спортивные школы и секции могли бы предоставлять гостевые абонементы, чтобы побудить подростков заняться спортом или найти новое хобби вроде шахмат, робототехники, танцев, рисования и так далее.

Мы предлагаем возможность интеграции своих продуктов в нашу платформу через спонсорство и партнерство, что поможет бизнесу сформировать привязку к своему бренду и привлекать новых клиентов среди подростков.

Есть такое понятие как Win-Win, когда обе компании выигрывают от сотрудничества. И, на мой взгляд, это очень легко. Для меня здоровая история, когда мы делаем Win-Win-Win!, где пользу получает и конечный пользователь/потребитель/клиент. Ведь это самое главное. В случае нашего проекта ученик, во-первых, получит новые знания и навыки, во-вторых, это будет бесплатно, и, в-третьих, у него будет возможность развиваться дальше по своему направлению. Поэтому мы делаем продукт, который отработает все вложенные инвестиции и действительно принесет пользу всем сторонам.

На презентацию нашего проекта пришли представители сферы ретейла, банков, FinTech, маркетинга и PR. Мероприятие проходило в закрытом формате. Его посетило порядка 50 представителей компаний. Около 80 человек смотрели трансляцию онлайн.

Среди банков наибольший интерес проявил Отбасы банк – на презентации нашего проекта был их директор по маркетингу Мирас Муратов, который сказал следующее: «Отбасы банк предлагает своим клиентам разнообразные финансовые продукты, в том числе предназначенные для детей и молодежи. Эти программы могут стать основой для планирования приобретения собственного жилья, что является важным приоритетом для многих семей, особенно в регионах нашей страны. Также в соответствии с поручением президента каждый ребенок до достижения 18 лет будет получать финансовую поддержку из Национального фонда, которую можно использовать на образование или покупку жилья. Платформа Influencers.kz может сыграть ключевую роль в информировании молодых пользователей о возможностях использования этих средств по достижении совершеннолетия».

Мы видим интерес и со стороны классических банков второго уровня (БВУ) и хотели бы поработать с ними, так как у некоторых БВУ уже есть продукты для подростков. Мы бы значительно повлияли на достижение их KPI, используя наш уникальный подход и реализацию.

В Казахстане запускают социально-образовательную платформу для подростков  2940248 - Kapital.kz

- Во время презентации проекта вы говорили, что одной из его задач является развитие интересов подростков в разных направлениях: креативная индустрия, STEM, финансы, бизнес. Как вы планируете привлекать первых учеников?

- Мы будем делать это через интернет, социальные сети – «ловить» их внимание там же, где они проводят большую часть времени. Мы также частично собираемся привлекать учеников через их родителей. Особенно мы нацелены на семьи в регионах.

Если мы не предложим различные варианты для самореализации подростков, то у них не будет мотивации и желания двигаться дальше. Мы должны дать им как можно больше вариантов для построения их будущего. Тем более учитывая, что их поколение не может сфокусироваться на чем-то одном: они смотрят ролики не дольше 20 секунд, а целые фильмы просматривают за две минуты. У детей и подростков сейчас клиповое мышление.

Многие из них даже не подозревают, что можно и самому создавать новые и «экологичные» тренды, имея только смартфон и интернет. В крупных городах родители, возможно, и видят необходимость развития у детей современных интернет-навыков, но жители небольших городов зачастую дают детям смартфон для того, чтобы они не мешали им заниматься работой и бытом.

Мы все сейчас информационно перегружены, и это уже стало обыденностью. Поэтому надо научиться «фильтровать» эти потоки, а не бесконтрольно потреблять. Одна из целей нашего проекта – вырастить поколение «Создателей», которых в мировой практике всего 3-4%.

Я сам родился в Кызылорде – таким ребятам, как я, было очень сложно выбраться из города в ту же самую Астану или Алматы. В первую очередь – на заработки, а потом уже на учёбу. Совмещать работу и учебу – достаточно сложная затея: учеба зачастую уходит на второй план. Это сейчас, благодаря некоторым компаниям, студенты могут найти более-менее нормальную подработку. Был бы у меня в те годы интернет со смартфоном, я, возможно, и не уехал бы из Кызылорды, а зарабатывал бы, будучи фрилансером в сфере digital-маркетинга, или научился бы какому-нибудь ремеслу на YouTube. Было бы желание и интерес (улыбается).

На презентации проекта мы говорили о том, что у нас нет цели «ломать» или как-то переубеждать подростков в их выборе. Мы будем стараться делать погружение в потенциальную профессию максимально мягким: через вовлечение. Это будет живое общение со сверстниками и наставниками, чья ролевая модель им близка и с кого они хотели бы брать пример.

В Казахстане запускают социально-образовательную платформу для подростков  2940256 - Kapital.kz

- Первый модуль онлайн-уроков будет посвящен креативной индустрии, в частности – школе блогинга. Почему вы решили начать именно с неё?

- На основе имеющихся у нас данных мы поняли, что это интересно самим подросткам. Так, их интерес держится на трёх китах. Первый – получить результат «здесь и сейчас». Второй – начать зарабатывать и становиться финансово независимыми. Третий – заниматься любимым делом и проявляться: популяризировать свое хобби или другие интересы.

Сами обучающие модули охватывают достаточно много актуальных профессий. Например, можем выявить интерес ученика к фото- и видеосъемке, монтажу и анимации, ораторскому и актерскому мастерству, SMM, копирайтингу, журналистике, дизайну и так далее. Важно дать возможность попробовать, чтобы подросток затем выбрал профессию сам.

По STEM (science, technology, engineering and mathematics – Ред.) у нас будет такой же базовый вводный курс «погружения» в профессию. Пригласим менторов, профессионалов и экспертов в своей области, которые смогут рассказать об этом доступным и понятным языком.

- Ваша цель – выпустить 34 тыс. учеников до конца 2025 года. Я правильно понимаю, что это выпускники именно школы блогинга? Чему вы планируете посвятить следующий модуль?

- Да, все верно. Как я говорил ранее, на конец 2023 года в стране было 3 426 тыс. пользователей интернета с мобильных устройств в возрасте 5-17 лет. Мы хотим покрыть как минимум 1% этого рынка. Даже если из этих 34 тыс. человек хотя бы 1% станут «создателями» контента, или заинтересуются одной из профессий, то я полагаю, что это будет считаться успехом. 

Мы хотим оказывать влияние не только на психологическое здоровье подрастающего поколения, а также помогать с выбором профессии, но и на их финансовую грамотность и безопасность в интернете. Сейчас мы наблюдаем тотальную финансовую безграмотность и постоянные утечки персональных данных населения. Поэтому, думаю, что следующими обучающими модулями будут эти направления.

В настоящее время я веду переговоры с Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), и получил от них предварительное согласие на размещение или создание новых обучающих видеоуроков по финансовой грамотности. Осталось поговорить по обучающим видеороликам на тему безопасности в интернете с Государственной технической службой. Надеюсь, они тоже поддержат нашу инициативу и дадут своё согласие.

Важно отметить, что здесь не идёт речи о каком-либо финансировании с их стороны. Нам нужно только получить их согласие и, возможно, какую-нибудь информационную поддержку. Мы разместим эти ролики абсолютно бесплатно, так как это распространенная проблема в Казахстане. Для них мы станем очередной информационной площадкой, которая позволит снизить уровень финансовой безграмотности и, соответственно, не бороться с последствиями этой проблемы в будущем.

В Казахстане запускают социально-образовательную платформу для подростков  2940266 - Kapital.kz

- Онлайн-курс «Ведение блога в соцсетях и монетизация» стартует с 1 июня 2024 года. Сколько средств уже вложено в проект? Какой объем инвестиций вы планируете привлечь?

- Вся поддержка и помощь была оказана нам исключительно на бесплатных началах. Была собрана мастермайнд-группа из нужных для этого проекта специалистов, каждый из которых дал свои рекомендации. Затем я собрал «ядро» команды из четырех человек, с которыми мы начали более детально прорабатывать задачи. Если посчитать оказанные специалистами услуги по рыночной стоимости, то выйдет порядка 25 млн тенге. Живыми деньгами на сегодняшний день я потратил около 5 млн тенге. Это покупка домена в декабре прошлого года, офлайн-презентация проекта, ежедневные расходы на встречи с командой и так далее.

Мне очень повезло, что за всю карьеру у меня сформировался достаточно большой социальный капитал из друзей, товарищей, партнеров. Многие знакомые, услышав о миссии проекта, помогают мне как могут – даже репост в соцсетях очень важен для развития проекта. Я где-то читал статистику, что наиболее «живучие» стартапы приходятся на людей старше 30 лет. Мне в этом году исполнится 34. К таким фаундерам и другое отношение со стороны инвесторов и фондов – мы более зрелые, имеем хороший опыт и насмотренность.

Отмечу также, что для нас гораздо важнее привлекать сторонников нашей идеи, которую они готовы принять в качестве своей социальной ответственности. Лучшей инвестицией от таких людей послужит их участие в качестве наставников, менторов и амбассадоров программ нашего проекта. Я высоко ценю их опыт, профессию и жизненный путь. Поэтому мы решили создать своего рода «мостик» между различными отраслевыми экспертами и учениками.

На производство модуля «Ведение блога в соцсетях и монетизация» уйдет от 15 млн тенге. Эти средства мы планируем привлекать от бизнеса. Основные статьи расходов – продакшн (производство – Ред.), оплата приглашенных ведущих, ФОТ (фонд оплаты труда – Ред.) команды, и самое важное – дистрибуция. Курс займет приблизительно два месяца, планируем стартовать 1 июня. И параллельно будем готовить другие модули.

- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?

- Наша команда уже не воспринимает такие слова как «трудности», мы называем их «задачами». Задач предстоит много, но мы стараемся их грамотно распределять. Во многом нам помогают наши амбассадоры – на самом деле это важная часть в развитии масштабного социального проекта, а также в условиях ограниченного бюджета. Уже было несколько предложений о безвозмездной юридической, переводческой, информационной помощи. Многие известные казахстанские блогеры тоже хотят нас поддержать. 

- Благоприятные ли условия в Казахстане для развития стартапов?

- Я посвятил достаточно много времени становлению FinTech и E-commerce-индустрии в РК, принимал участие в рабочих группах по «Цифровому Казахстану» в 2016-2017 годах, развивал и популяризировал оплаты с помощью QR-кода в Казахстане и СНГ, занимался множеством других проектов.

С 2016 года страна значительно подготовилась к созданию различных стартапов: сейчас есть необходимая инфраструктура и технологии. Существуют, конечно, некоторые шероховатости с регуляторикой, доступом к открытым источникам – актуальным данным, но они решаются. Недавно читал о добавлении новых IT-ОКЭДов (общий классификатор видов экономической деятельности – Ред.), активно тестируются социальный кошелёк и Open API от Нацбанка. Большая работа в сфере оцифровки индексов и интеграции с крупнейшими логистическими компаниями происходит в Kazpost и Kazpost Digital, ведутся дискуссии и презентации по Industry 2.0 и ещё много чего другого.

На основе этих разработок можно делать множество других сервисов и иметь потенциал выхода в страны с более ёмкой экономикой. В заключение хотел бы сказать, что как бы мы ни хотели оставлять все наши стартапы в Казахстане, нам надо научиться их отпускать.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.