Участники дискуссии «Практика адаптации фармрынков Евразии к новой реальности» обсудили фармацевтическую индустрию стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и СНГ в условиях новой реальности, а также мировые тренды рынка. Дискуссия проходила во время 14-ого международного Евразийского фармацевтического форума, который стартовал 28 февраля 2023 года в Алматы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Руководитель группы стран СНГ Bayer Лидия Ключарева сообщает, что по данным IQVIA, в 2022 тоду рынок безрецептурных препаратов в Содружестве вырос на 10%. Топ-3 категории – это противопростудные, витамины и гастропрепараты, рост которых в прошлом году составил 30%, 20% и 16%, соответственно. Лидия Ключарева также добавила, что в странах СНГ рынок увеличивается из-за всех факторов роста: цены, натурального потребления и переключения на более крупные премиальные упаковки. По словам спикера, многие компании отмечают, что столкнулись с абсолютно беспрецедентным ростом себестоимости продукции.
«В 2023 году мы ожидаем двузначный темп роста рынка в странах СНГ. Что касается сегментов, то в мире наметился тренд на рост категории витаминов, начиная с пандемического 2020 года. В тот момент люди осознали необходимость профилактики. Категория витаминов на глобальном рынке безрецептурных препаратов остается самой большой с тех пор, а также динамично развивается дальше», – утверждает спикер.
Лидия Ключарева рассказала о влиянии антироссийских санкций на работу своей компании. «Мы начали смену бизнес-модели для стран СНГ. В нашей компании сейчас логистические и финансовые потоки будут идти не из России, а напрямую из Европы. Я уверена, что это позволит не только снизить существующие риски и сохранить наше присутствие в странах СНГ, но и станет дополнительным импульсом для дальнейшего развития этих стран», – резюмирует она.
Спикер также высказалась о ценовом регулировании рынка. «У нас в ряде стран СНГ есть тренд на ценовое регулирование всего рынка, включая все OTC-препараты (безрецептурные – Ред.), что идет вразрез с глобальной практикой. В мире ценовое регулирование охватывает только определенные группы продуктов – в основном это жизненно необходимые препараты. А цены на OTC-препараты устанавливаются исходя из рыночного спроса», – рассказывает руководитель группы стран СНГ Bayer.
Директор по странам СНГ филиала ООО «Джонсон & Джонсон» в РК Адилет Назарбаев отмечает, что в Казахстане доля участия государства на фармацевтическом рынке сохраняется и составляет 45%, несмотря на турбулентность экономики и высокую инфляцию. Спикер также обращает внимание на проблему беспрерывности лекарственного обеспечения. Адилет Назарбаев приводит в пример онкологию, где прерывание терапии приводит к резкой эскалации симптомов и другим осложнениям.
По словам спикера, в настоящее время это происходит из-за определенных бюрократических моментов, связанных с бюджетом больниц и поликлиник. Также прерывание терапии связано с различными патентными спорами, в результате которых регистрационное удостоверение того или иного препарата приостанавливается по решению суда. Нужно около 3-4 месяцев, чтобы возобновить процедуру закупа, завести препараты и доставить их до пациентов, которые на это время остались без терапии.
Генеральный директор представительства AstraZeneca в Казахстане Александр Таришкин считает, что сейчас пришло время создать условия для локализации запатентованных оригинальных лекарственных средств. По его словам, это даст дополнительный импульс для развития фарминдустрии, привнесет медицинские знания в медсообщество, а также даст пациентам доступ к инновационной высокоэффективной терапии.
В кулуарах генеральный директор представительства AstraZeneca в Казахстане поделился планами по локализации. «Это проект локализации контрактного производства. В данном случае наша компания – заказчик этого контрактного производства. Мы платим комиссионные исполнителю за воспроизводство наших препаратов на территории РК», – поясняет спикер.
Александр Таришкин рассказывает, что уровни локализации могут быть самые разные: от вторичной упаковки до трансфера технологий. Он отмечает, что, например, компании Big Pharma начинают со вторичной упаковки и дальше в процессе развивают и углубляют производство.
Спикер делится, что процесс согласования с момента подписания меморандума до запуска производства вторичной упаковки занимает 1,5-2 года. «Это будут препараты для лечения социально значимых заболеваний: диабет, онкология, гематология», – резюмирует генеральный директор представительства AstraZeneca в Казахстане.
Александр Таришкин сообщает, что в настоящее время в Казахстане зарегистрировано около 40 препаратов компании. До 2026 года на рынок РК планируется завести еще 15 лекарственных средств. «Будут ли они локализированы или поставлены в виде готового продукта, мы будем смотреть по динамике нашего продвижения с этим проектом. Если сейчас успешно пройдет локализация таблеток, капсул и так далее, то мы уже будем рассматривать и биологическую терапию», – делится спикер.
Президент Ассоциации международных фармацевтических производителей в Республике Казахстан, а также модератор дискуссии Вячеслав Локшин обращает внимание на то, что фонд «Қазақстан халқына» закупает для нуждающихся пациентов в том числе незарегистрированные препараты и препараты для орфанных заболеваний. По словам Вячеслава Локшина, фонд делает это, не дожидаясь «нудного» процесса регистрации данных препаратов, который длится от 3 до 5 лет, в течение которых пациенты умирают.
Вице-президент STADA в регионе Евразия Арминас Мацевичус поделился данными по странам. Спикер считает, что рост рынка Узбекистана замедлился в 2022 году из-за жесткого регулирования цен. В то же время рост в натуральном выражении в прошлом году составил 10%. Арминас Мацевичус отметил, что в Молдове признание регистрации других стран, особенно европейских, длится 3 недели. По словам спикера, похожий приказ президента страны действует и в Узбекистане, чем компания воспользовалась и зарегистрировала там несколько новых препараторов из глобального портфеля STADA.
«В будущем те страны, которые будут более адаптивные, смогут приспособиться к текущим геополитическим реалиям во времена поликризиса, будут более успешными, так как смогут обеспечивать своих граждан и всю систему здравоохранения устойчивой поставкой лекарственных средств», – уверен вице-президент STADA в регионе Евразия.
Председатель правления «СК-Фармация» Ерхат Искалиев сообщает, что фармацевтический рынок ЕАЭС, по прогнозам, достигнет 40 млрд долларов к 2024 году. Он добавил, что ежегодный прирост объема фармрынка ЕАЭС составляет 10-12%.