Повлияет ли новая регуляторная политика в сфере предпринимательской деятельности на развитие МСБ в Казахстане и повысит ли доверие бизнеса к государству? Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.
Напомним, что проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса» предусматривается внедрение новой регуляторной политики в сфере предпринимательства.
В настоящее время документ находится на стадии согласования.
- Рустам, как вы считаете, новые подходы в сфере регуляторной политики действительно позволят повысить доверие субъектов предпринимательства к государству?
- Да, я считаю, что совершенствование базовых принципов взаимодействия позволит повысить доверие субъектов предпринимательства к государству и эффективность регулирования бизнес-среды.
Но для этого, во-первых, следует усилить контроль и ответственность госорганов за соблюдением установленных условий в отношении вновь принимаемых требований к бизнесу.
Во-вторых, все вносимые по итогам пересмотра поправки в действующие нормативные правовые акты (НПА) должны быть сформированы так, чтобы в дальнейшем без дополнительных усилий была возможность перевести все регуляторное поле на «цифровые рельсы».
В-третьих, в рамках РЧЛ (регулирование с чистого листа) создание современного регулирования требует модернизации в вопросах отчетности бизнеса.
На данный момент у МСБ имеется масса проблем с дублирующими запросами одной и той же информации со стороны разных госорганов. Так вот, необходимо пересмотреть перечень отчетностей бизнеса и исключить дублирование.
С прошлого года министерством национальной экономики совместно с офисом бизнес-омбудсмена и НПП «Атамекен» при участии бизнеса ведется работа по пересмотру регуляторных актов на соответствие их базовым условиям. По итогам пересмотра исчерпывающий перечень требований будет внесен в Реестр обязательных требований.
Таким образом, предприниматели принимают непосредственное участие в пересмотре регуляторных актов, с которыми сталкиваются в своей деятельности, и предоставляют предложения по их упрощению.
Говоря в цифрах, то на сегодня уже завершен пересмотр 9 сфер (торговля, общепит, услуги проживания, транспорт, операции с недвижимым имуществом, информация и связь, компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги, деятельность в области информационного обслуживания, горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, защита прав потребителей), где установлено 27,9 тыс. требований к бизнесу, из которых 3,7 тыс. требований требуют внесения изменений или отмены. И это данные только по 9 сферам, аналогичная работа ведется еще по 35.
- По вашему представлению, будет ли снижено все-таки государственное регулирование?
- На данный момент не стоит вопрос о снижении уровня государственного регулирования. Внедрение новой регуляторной политики призвано повысить его качество.
Между тем кардинальный пересмотр всего массива госрегулирования (требования, разрешения, отчетность, госконтроль) в отраслевом разрезе обеспечивается путем изменения базовых подходов в регуляторной политике.
Итогом этой работы станет доведение требований к бизнесу до их оптимального состояния, в котором они отвечают семи базовым требованиям. То есть будут с понятными мотивами вводимого регулирования; практически исполнимыми; изложены в доступной форме (без возможности двоякого толкования); оцифрованы; необременительными (по итогам расчета издержек); соответствовать документам госпланирования. При этом уровень жесткости госрегулирования будет зависеть от уровня риска.
- Какие нововведения приведут к сокращению административной нагрузки для бизнеса?
- Одним из больших блоков изменений, направленных на сокращение административной нагрузки, является совершенствование системы госконтроля и надзора.
Во-первых, вводится новая форма контроля как расследование. Это необходимо для установления истинных причин нарушения и принятия в отношении них соответствующих мер.
Во-вторых, проверки будут проводиться только на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям. Например, сейчас проверки проводятся на предмет соответствия деятельности бизнеса требованиям, установленным законодательством.
В-третьих, в рамках профилактического контроля станет возможным проведение контрольного закупа. Он будет проводиться для выявления факта реализации продукции, не соответствующей требованиям в НПА или технических документах.
В-четвертых, новшеством также является градация деятельности субъектов по 3-м степеням риска (высокая, средняя и низкая). Ранее было 2 степени – высокая, невысокая. Введение 3 степеней позволит лучше настраивать систему проверок.
И в-пятых, предусматривается «гибкая» система управления рисками, которая предполагает использование информационных систем. Это позволит делить предпринимателей по конкретным степеням риска и формировать списки проверяемых субъектов.
Буквально недавно Генеральный прокурор Берик Асылов официально уведомил всех силовиков, что регистрировать и расследовать уголовные дела в отношении предпринимателей можно будет только после соблюдения новых требований. Это означает, что преследование бизнесменов наконец-то прекратится. Теперь бизнес может еще до начала расследования через суд доказать свою правоту, а не мучиться часами на допросах и обысках, как это было раньше.
И самое важное - теперь новые правила по уголовным делам в отношении бизнеса будут на постоянном контроле у прокуратуры.
- Какие реальные меры для развития предпринимательства в стране уже внедряются в рамках новой политики?
- В рамках новой политики могу сказать, что на начальном этапе мы создали методологию, институциональную базу, правовые условия для того, чтобы можно было на постоянной основе эффективно пересматривать существующее регулирование с учетом правоприменительной практики бизнеса.
Тем самым мы создали площадку, где бизнес может непосредственно участвовать в обсуждениях с государственными органами. Своего рода это открытый диалог, который является на самом деле действенной мерой для развития бизнеса.
Далее по итогам работы по пересмотру регуляторных актов и введению в силу всех новелл, предусмотренных законом, мы сможем увидеть результаты нашей работы.
К примеру, законом введена норма в Предпринимательский кодекс (пункт 2 статьи 82), в которой отмечается, что введение нового требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства должно предусматривать отмену двух требований в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности.
На мой взгляд, эта мера эффективно повлияет на развитие предпринимательства, так как госорган будет тщательней подходить к вопросу введения нового регулирования для бизнеса с учетом необходимости отмены двух требований взамен.