Рустам Журсунов высказался о практике признания сделок недействительными

Зачастую это становится инструментом давления на бизнес, считает бизнес-омбудсмен

Share
Share
Share
Tweet
Share
chemdaq.com

chemdaq.com

Практика признания сделок недействительными затрагивает национальную экономическую безопасность. Об этом написал Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов на своей странице в Facebook. Центр деловой информации Kapital.kz публикует сообщение бизнес-омбудсмена:

«Одной из актуальных проблем сегодня является действующая практика признания сделок недействительными. У налоговых органов есть право на подачу исков по таким сделкам, и зачастую это становится инструментом давления на бизнес. В ходе поездок я встречался с предпринимателями, эта проблема поднимается везде. Как правило, все начинается с камерального контроля, направления уведомлений, принуждения к выполнению требований, в том числе через блокировку банковских счетов и др. Многие предприниматели вынуждены соглашаться, иначе бизнес просто встанет. Если учесть, что в Казахстане имеется порядка 1,5 млн налогоплательщиков – субъектов предпринимательства, то можно представить себе масштабы проблемы.

С введением АППК в 2021 году часть дел по оспариванию действий госорганов перешла в сферу административной юстиции. Она, в отличие от гражданского судопроизводства, работает по другим правилам, в большинстве случаев иски граждан против госорганов удовлетворяются. К примеру, за год внедрения административной юстиции по оспариванию результатов камерального контроля поступило 920 исков, с вынесением решения рассмотрено 57%, удовлетворено 49%. Из них обжаловано по инициативе госорганов 92%, в апелляции оставлены без изменения 86%. В кассации пересмотрено 10 дел, без изменения – 8, отменено – 2.

Вследствие этого акценты стали смещаться в сторону гражданского судопроизводства. Пользуясь правом на подачу исков о признании сделки недействительной, налоговые органы пытаются идти по наиболее легкому пути доначисления налогов. Ежегодно в суды поступают порядка 3 тыс. исков о признании сделок недействительными. В 2021 году поступило 2 764 таких иска, из них 13% (360) были инициированы органами госдоходов. Рассмотрены с вынесением решения 75% (270), из них удовлетворено 91,5% (247), отказано 8,5% (23). За 9 месяцев 2022 года из 2 898 исков 34% (992) – по инициативе органов госдоходов. Рассмотрены с вынесением решения 78% (778), из них удовлетворено 95,2% (741), отказано 4,8% (37).

Все чаще применяются косвенные доказательства на базе сведений из своих информационных систем. То есть можно, не выходя из кабинета, по итогам камерального контроля выставить нарушение и подать иск о недействительности сделок.

Зачастую сотрудники КГД не опрашивают контрагентов, не выходят на объекты для выяснения реальной хозяйственной деятельности компаний. Без проведения проверок делаются выводы о том, что отсутствуют активы, работники, техника, производственные помещения, и поэтому сделки невозможны. Здесь надо четко понимать, что специфика того или иного бизнеса может кардинально отличаться и применяться его оптимизация. Предприниматель может отдать часть работы в аутсорсинг или нанять субподрядчиков. Тогда ему незачем содержать лишний штат работников или технику.

Поэтому мы предлагаем пересмотреть порядок рассмотрения дел по такой категории. Ключевая проблема – это фактическое совершение сделки. Важно акцентировать внимание налоговых органов именно на том, был ли в действительности поставлен товар, выполнены работы, услуги.

Большую роль играют результаты встречных налоговых проверок контрагентов. В актах проверок обязательно должны отражаться сведения третьих лиц о выполнении работ, услуг (субподряд). Факты должны подтверждаться документами или пояснениями работников и других лиц.

Вся проблема в том, что для получения полных и объективных доказательств совершения сделок не используется весь инструментарий налоговых органов – встречные, тематические налоговые проверки.

Помимо этого, на практике мало внимания уделяется принципу добросовестности. То есть априори предполагается добросовестность исполнения налогового обязательства.

Нарушения налогового законодательства должны быть указаны в ходе проверок. Доказывание нарушений возлагается на налоговые органы. Все неопределенности толкуются в пользу налогоплательщика.

От участников делового оборота, как правило, ожидается осмотрительное поведение, принятие мер по предотвращению возможных убытков вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в том числе проверка деловой репутации контрагента, его платежеспособности, наличие у него необходимых ресурсов и соответствующего опыта и др.

Покупатель (налогоплательщик) вправе воспользоваться предусмотренным Налоговым кодексом правом получения информации о благонадежности и добросовестности контрагента (поставщика товаров, работ, услуг). Если он сделал это и у него не возникли сомнения в поставщике, то он априори должен считаться добросовестным.

Следовательно, если у налоговых органов возникают вопросы о недобросовестности, то они должны быть обращены к поставщику, как получателю дохода от совершенной сделки.

Чтобы исключить практику предъявления формальных претензий к налогоплательщику, налоговый орган должен оценить действия самого налогоплательщика по целому ряду признаков. Помимо установления факта неисполнения обязательства, нужно доказать, что преследовалась цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности. А также то, что налогоплательщик знал или должен был знать о факторах, характеризующих поставщика как неблагонадежного.

Действия налогоплательщика по уменьшению налогового обязательства должны считаться правомерными, если соблюдаются два условия: основной целью совершения сделки не является неуплата или неполная уплата налогов; обязательство по сделке исполнено самим контрагентом или субподрядчиком.

Поэтому нами предлагается 2 пути решения проблемы:

- либо исключить в Налоговом кодексе право налоговых органов на подачу исков о признании сделки недействительной;

- либо поставить «фильтры», исключающие подачу таких исков, если налоговые органы не приняли во внимание предпринятые налогоплательщиком меры по проверке благонадежности и добросовестности контрагента, а также не использовали все имеющиеся механизмы контроля – встречные, тематические налоговые проверки, результаты которых объективно доказывают недействительность сделки.

Обращение в суд должно быть крайней мерой, когда исчерпаны все другие способы воздействия со стороны налоговых органов. Эти подходы мы направили в Верховный суд РК, которым в настоящее время проводится работа по подготовке проекта нормативного постановления «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства».

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.