Казахстанские покупатели перестали обращать внимание на качество, страну производства и бренд товара. Теперь 88% потребителей акцентируют внимание на его стоимости. О том, как изменились предпочтения казахстанцев на международной выставке моды Central Asia Fashion Autumn рассказала коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Она отметила, что исторически в нашей стране покупатели были очень лояльны к брендам. За последние 8 лет
ситуация кардинально изменилась: потребители все чаще ищут и покупают товары по промоакциям.
«В 2014 году доля покупателей, которые испытывали лояльность к определенным брендам, составляла 68%, в 2017 году этот показатель снизился до 55%, в 2020 году - до 28%, а в 2022 году – до 22%. Получается, что 78% "изменяют" своим брендам, чтобы сэкономить на покупках. Зачастую они ищут скидки и промоакции в розничных сетях», - отметила эксперт.
В компании изучили, как изменились поведение и ожидания покупателей по сравнению с 2016 годом. Ведь именно тогда тенге был отпущен в свободное плаванье, заметила Мадина Сейсенгалиева.
«Во время кризисов у казахстанских покупателей появляется одна общая черта - они начинают чаще делать список покупок и строго его придерживаться. Потребители стараются минимизировать импульсные покупки. Эта тенденция наблюдалась в 2008, 2016 и теперь в 2022 году. Согласно нашему исследованию, которое мы провели в мае-июне текущего года, более 80% покупателей составляют список покупок. Треть из них его строго придерживаются», - подчеркивает Мадина Сейсенгалиева.
Целенаправленно сравнивать цены на товар в магазинах в этом году стали 49% покупателей. Шесть лет назад этот показатель составлял 38%. «В 2022 году 70% покупателей стали совершать покупки в магазинах с более низкими ценами. 26% из них отметили, что отслеживают промоакции», - рассказала она.
Покупатели отметили и снижение ассортимента продукции на полках, которое связано с изменением цепочек поставок. «После начала военных действий в Украине в марте 46% опрошенных не могли найти в магазине те товары, которые хотели бы видеть. Сейчас ситуация немного нормализовалась, и всего 27% покупателей указали на эту проблему», - отметила Мадина Сейсенгалиева.
Эксперты Nielsen выявили еще одну интересную особенность: в 2016 году 26% казахстанцев были готовы покупать новые вещи, в 2022 году доля таких потребителей увеличилась до 27%. «Но все равно это незначительный показатель», - уточнила она.
Эксперт подчеркнула, что в текущем году большинство покупателей перешли в «режим экономии». «Первый фактор, на который теперь обращают внимание казахстанцы при покупке товара, - это цена. 88% потребителей делают ставку на стоимость товара. 59% - на промоакции. Заметьте, что высокое качество, страна производства, бренд - эти характеристики товара уже не так важны для казахстанского покупателя в текущей реальности. Кстати, 43% опрошенных вообще не имеют никаких сбережений – это тревожный знак», - сказала эксперт.
Однако, как отметила Мадина Сейсенгалиева, в 2016 году казахстанцы хуже оценивали свое материальное благополучие. В этом году 51% казахстанцев считают его «хорошим». «И это несмотря на то, что цены на продукты растут. Потребители по-прежнему уверены, что у них будет такой же уровень доходов в ближайшие шесть месяцев, как сейчас», - отмечает Мадина Сейсенгалиева.
Эксперт рассказала и об ожиданиях казахстанцев по курсу тенге. В 2016 году граждане нашей страны больше беспокоились о том, что будет с нацвалютой. «Шесть лет назад 44% регулярно отслеживали курс валют. Сейчас лишь 23% делают это постоянно», - подчеркнула Мадина Сейсенгалиева.