В
первой половине нового года в ретейле сохранится большинство трендов 2020 года,
считает директор по стратегическим проектам компании Magnum Андрей Лебедев. Например,
переход потребителей на онлайн-покупки для снижения риска заражения, падение
покупательской способности, сокращение маржинальности продуктовой розницы,
падение продаж ретейлеров, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Это будет происходить до тех пор, пока не найдут эффективный метод борьбы с вирусом. Поэтому мы ожидаем снижения трафика и обострения ценовой конкуренции», - пояснил наш собеседник.
Будет постепенно расти доля современной розницы в ретейле – два года назад она занимала 30%, сейчас - 35%. Создание Национальной товаропроводящей сети (НТС) ускорит этот процесс, уверен он.
«Мы будем двигаться в том же направлении, что и развитые страны Запада, где эта доля превышает 85%, и наш партнер по ЕАЭС Россия, где доля современного ретейла - 75%. НТС даст механизмы для консолидации крупнейших игроков и успешной конкуренции», - считает эксперт.
Комментируя тему конкуренции на рынке, Андрей Лебедев ответил, что компания Magnum приветствует конкуренцию со стороны как отечественных, так и зарубежных игроков. Главное в условиях ЕАЭС – обеспечить для всех равные условия. «Сейчас у российских игроков большие возможности в плане доступности дешевых средств для развития. Кроме того, остро стоит вопрос поддержки казахстанских товаропроизводителей, которых могут вытеснить российские оптовые поставщики. Это все решаемые вопросы в рамках государственного регулирования и переговоров с партнерами по ЕАЭС», - добавил наш собеседник.
Развитие ретейла в этом году будет зависеть от ситуации с коронавирусом в мире, но к доковидным темпам роста (2019 года) компании продуктовой розницы смогут вернуться только к 2023 году, считают в «Метро Кэш энд Керри».
«Кризис, связанный с пандемией коронавируса, значительно снизил платежеспособность населения, что, несомненно, сказывается на ретейле. Основным последствием пандемии в 2021 году станет снижение стоимости покупательской корзины», - сказала коммерческий директор ТОО «Метро Кэш энд Керри» Наталья Мархиева.
В фокусе внимания потребителей в 2021 году будут гигиена и соблюдение санитарных норм. Также для покупателей важную роль при выборе товаров будет играть цена, добавила она.
Kapital.kz также обратилcя в Nielsen Kazakhstan за комментариями по развития ретейла в наступившем году, в компании ответили, что согласно глобальной политике Nielsen не могут ответить на наши вопросы, но поделились своим видением по состояния сектора в 2020 году, «который стал временем испытаний». Пандемия проверяла на прочность государства, компании и людей. Рынок повседневных товаров Казахстана отреагировал на вызов времени особенно остро.
«Весь мир боролся с пандемией по-своему, но большинство государств пытались регулировать цены на основные продукты питания. В том числе и правительство Казахстана. В стране граждане тратят до 50% бюджета на покупку повседневных товаров», - сказал старший специалист отдела аналитики и клиентского сервиса Nielsen Kazakhstan Дмитрий Дрокин.
Справилось ли государство с намеченными задачами? Ведь уровень инфляции в Казахстане, по данным Бюро национальной статистики, составляет 7,9%. «Это официальные цифры, которые отличаются от реальной ситуации, так как в III квартале 2020 года инфляция продовольственных и непродовольственных товаров в Казахстане составила примерно 13%», - добавил он.
Основной рост цен (+18%) наблюдался с апреля по июнь 2020 года (по данным исследования AC Nielsen, FMCG Trends 3Q 2020). Самым значительным был рост цен на туалетную бумагу (+14%), шампуни (+13%) и средства для уборки дома (+11%). Апрель 2020 года стал важным месяцем для электронной торговли, рост продаж был трехкратным в денежном выражении (Nielsen Kazakhstan, Total Store Read, December 2020).
«С этого момента казахстанцы переступили барьер недоверия к онлайн-магазинам. Но не все каналы FMCG-рынка Казахстана праздновали успех и считали новых клиентов. 54% опрошенных владельцев маленьких магазинов у дома рассказали Nielsen Kazakhstan, что в период первого карантина средний чек покупателя значительно снизился. При этом спрос вырос на такие продукты как макаронные изделия, молочные продукты, хлебобулочные изделия, сигареты и туалетную бумагу», - сказал наш собеседник.
Второй крупный канал ретейла - организованная розница (Hyper/Supermarkets) - был озадачен тем, как в сжатые сроки запустить доставку продуктов питания, как обеспечить безопасность клиентов на больших площадях магазинов, а также как удержать лояльных покупателей. Августовское исследование Nielsen Kazakhstan показало, что количество лояльных потребителей и людей, получающих удовольствие от шопинга, сократилось вдвое.
«Прогулка по магазинам стала опасной для жизни необходимостью. Спонтанные покупки и импульсные товары ушли из покупательской корзины ввиду экономии бюджетов», - добавил Дмитрий Дрокин.
В ушедшем году не все компании смогли отстоять свое место под солнцем, но некоторые, не только выдержали напор карантина, но и развили новые каналы продаж и применили инновационные решения. «Бизнес стал трудней, но интересней», - заключил он.